Магия Безвременья

Объявление

5 декабря - фаза Луны: I четверть (молодая Луна),
c 12:28 7 лунный день >>>
5 декабря - Луна в знаке Водолея
5 декабря - благоприятное время: до 11:25 GMT
5 декабря - неблагоприятное время: с 11:25 GMT до конца дня
( UT=GMT - универсальное международное время
Определение местного времени: Москва, СПб = UT+3 (летом +4), Киев, Минск = UT+2 (летом +3) )



Добро пожаловать и благословенны будьте!


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Боги славян

Сообщений 1 страница 20 из 38

1

Белобог или Свентовид

http://s001.radikal.ru/i196/1001/a2/806c151e50f5.jpg

Белобог или Свентовид(Svantevit) - явий ("добрый") бог, бог плодородия согласно "Mater Verborum", и противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Свентовит, Святовит, Световик, Светич - бог Белого света, бог богов, верховный бог, бог-всадник, сражающийся с ночью. Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, бог богов храма при Арконе, упомянут в "Mater Verborum". Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян, соотносим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему Рожаница - с Артемидой. Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего яруса Збручского кумира. Четырехликое изображение Свентовита стояло в знаменитейшем Храме в городе Аркона. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 г. Саксон пишет: "Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою... В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, из фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой... Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием... Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской."

Здесь и далее материал взят отсюда. >>>>

+1

2

Вода

Вода, Бода - "Хроники всего света" Матвей Меховский, "Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), известно изображение сего бога в виде одетого в доспех мужчины. Иногда называется в польских средневековых источниках сыном Живы и братом Перуна с неким Пекленецом.

0

3

Ний (зап.-слав) или Вий (вост.-слав.) в православии – св. Касьян

https://lh6.googleusercontent.com/_w-mfOFwziVo/TZRtzHQ9kvI/AAAAAAAADEM/F38qr9t-Ma4/2.jpg

Ний (зап.-слав) или Вий (вост.-слав.) в православии – св. Касьян - бог навьего подземного мира и посмертный судья, соотносится с Плутоном, по Длугошу ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса: “Кн.I. … Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест.” Мацей Стрыйковский в “Хронике польской, литовской и всей Руси” в 1582 году пишет: “Плутона же, бога пекельного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды.” "И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни выдававлись из него засыпанные землею руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома. - Подымите мне веки: не вижу!- сказал подземным голосом Вий.- И все сонмище кинулось подымать ему веки." (Гоголь "Вий") Мы знаем, что в сказках типа "Бой на Калиновом мосту" герой и его названые братья справляются с тремя чудо-юдами, затем раскрывают козни чудо-юдовых жен, но мать змеев смогла обмануть Ивана Быковича и "утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику. - На, тебе - говорит - нашего погубителя. Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать: - Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул..." Не правда ли, похоже на Гоголевского Вия. Старый старик устраивает Ивану Быковичу испытание с похищением для него невесты. А затем и вовсе соревнуется с ним, балансируя над огненной ямой. стоя на доске. Старый старик этот проигрывает испытание и низвергается в огненную яму, т.е. в самую глубь своего нижнего мира. А вот на Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города. счастье только то. что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови". "Длинные брови до носа" в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. это существо считалось воплощением ночного кошмара. ( см. М.Драгоманов, Малорусские народные предания и рассказы, -Киев, 1876, с 224, и также И.Ичиро. Общеславянский фольклорный источник гоголевского Вия// Известия АН СССР, сер. лит. и русского яз.N5, 1989) Былинный отец Святогора неспроста отождествлен А.Асовым с Вием. Приехавший к слепому(темному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение "пожать руку" подает слепому великану кусок раскаленного до красна железа, за что получает похвалу: "Крепка твоя рука, хороший ты богатырек" (А.Ф.Гильфердинг, Онежские былины, М., 1949). Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех. кто посмеет взглянуть ему в глаза (Йордан Иванов, Богомильские книги и легенды, София, 1925). В сказке о Василисе Прекрасной. которая жила в услужении у Бабы-яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях - прямо череп. Когда она вернулась домой - череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи. Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий. Готовится к печати замечательная работа Дмитрия Громова (Ивана Белкина), наиболее полно описывающая этот персонаж, работы этого автора мы и рекомендуем заинтересованному читателю. Он же- Вий - в дальнейшем вероятно сливается с образом Кощея - сын Матери Земли. Изначально это земледельческий бог, затем - царь мертвых, бог смерти. Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля. "Касьян на что ни взглянет - все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево - дерево сохнет." "Касьян на народ - народу тяжело; Касьян на траву - трава сохнет; Касьян на скот - скот дохнет." "Касьян все косой косит..." Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами. Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ - случай, жребий (ср. Макощ). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Дмитрий Громов (Иван Белкин) заметил, что есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как например на барельефе церки Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз - уражая нет, вверх - будет урожай (Виноградов П, Жизнь святых..., М., 1880, с 29.) Таким образом можно было предугадать погоду и урожайность. Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир - кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем - Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей - еще большая смерть - стагнация, смерть без возрождения.

+2

4

Волх, Волхов, Волховец

Волх, Волхов, Волховец - сын Ящера, выступал, как бог-оборотень, бог охоты подобный Велесу, возможно и войны (типа Ладо и Ярилы), указания на него есть в "Слово о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Вероятно, владелец вод. Серый Вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. В первой Новгородской летописи дословно сказано: "Больший сын оного князя Словена - Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищрениями и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь. И не поклоняющихся ему овых пожираше, овых извергая потопляше". Можно с большой степенью вероятности предположить, что Морской Царь - Ящер предстает в ряде случаев под своим настоящим именем Волх или Волох, а в других случаях под эпитетом "морской царь", кроме того он - воин-оборотень.
"По саду, саду зеленому, ходила, гуляла
Молода княжна Марфа Всеславьевна,
Она с каменю скочила на лютого на змея:
Обвивается лютой змей около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну.
А в те поры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветил светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля,
Стряслося славно царство Индейское,
А и сине море сколыбалося
Для ради рожденья богатырского,
Молода Волха Всеславьевича..."

"В те поры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он, Волх,
Обертываться серым волком,
Ко третьей-то мудрости учился он, Волх,
Обертываться гнедым туром - золотые рога..."

Таким образом Волх, имеющий отцом лютого змея-зверя (Велеса или Ящера) обладает способностью оборотня.

0

5

http://imennik.narod.ru/Galery_site/V/Volh_s_metchom.jpg

14 сентября Огненный Волх — Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада, муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его — Мать Сыра Земля, с ней всегда связывались представления о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ.

Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Черного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Семарглу. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью.

Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный сокол — молодой богатырь из русских сказок — это прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк — этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки — вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над Миром. Но случайно он услышал, как поет в Ирийском саду Леля, и заслушался он этой песнею, и забыл обо всем на свете.

Тогда впервые увидел Волх, как Леля «по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную...» И Волх забыл о своем желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к гибели. Он стал тайным любовником Лели.

Но не мог Волх стать супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает гость, ее сестры (Жива и Марена) истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство.

И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы она искала Волха. Нашла же Леля его, лишь когда «изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба». Когда Леля шла босиком по острым камням, она поранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый Герой Любовью был превращен в главного его защитника. Войну сменил мир.

Источник >>>>

+1

6

Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст

http://moi-zvuki.ru/images/korolkov/sm/01.jpg

Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст - Сварожич, бог плодородия и солнечного света и живительной силы, соотносимый с Гелиосом, дед славян, сын Сварога. ("Ипатьевская летопись"), согласно "Слову Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали..." - бог солнца и живительной силы. В поучениях против язычества (Лет. рус. лит. т.IV, 89, 92, 97, 107) среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ". Прародитель славянского рода по "Слову о полку Игореве": "Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась". "Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена". Он же Радегаст, Радогост - у западных, Радигощ и Радогощ - у вятичей. Сын Сварога, внук Кръта ("Славянская хроника" Гельмольд, "Хроника" Дитмар Мержиборжский, "Mater Verborum"), бог солнца и явьего Света (соотносимый с Митрой и Аполлоном Таргелием), его день - воскресенье, его металл - золото, его камень - яхонт. Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь - 953 г. разорялся Оттоном Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы здесь, как Радигош, Радогощ - на его роль претендуют два городища - это либо Погар на реке Судость (притоке Десны) к западу от Трубчевска и к северу от Новгорода Северского, либо это собственно Радогошь на реке Нерусса к северу от Севска и к западу от Крома. Священным животным Даждьбога-Радегаста считался лев, Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами. У Радегаста, как и у Вишну, священным животным являлся также вепрь.

+1

7

Денница - богиня зари, сестра Хорса, соотношение то же, что у Гелиоса с Эос.

Джевана, Девана - дочь Перуна и Летницы, богиня лесов и охоты. (Джевана - "Хроника Польши" Ян Длугош, Девана - "Mater Verborum), Dzievvauna у А.Френцеля. По-видимому это не собственное имя богини, а нарицательное, т.е. некое божество славян, уподобленное Диане римлян.

https://lh4.googleusercontent.com/_w-mfOFwziVo/TZRyJqGFDYI/AAAAAAAADEU/ZEHMZW0JRfY/s512/slav261.jpg

Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи (верхней одежды) накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы.
Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками.
Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.

Источник >>>>

0

8

Дивия, Дива - богиня земли, супруга Дыя ("Слово святого Григория", "Беседа Григория Богослова об испытании града". - ППЯ). Богиня Мать-Сыра-Земля, оплодотворяемая небесными водами Дыя. Дивия, дивица и прочие производные именно отсюда.

http://bialczynski.files.wordpress.com/2009/12/w-korolkow-diw-27-20.jpg?w=548&h=361

Дий, Дый, Див - бог неба согласно "Слову святого Григория" в поучениях против язычества, а также "Дыевому служению" и "Слову и откровению святых апостолов", он же птица-Див из "Слова о Полку Игореве". "збися Див, кличет верху древа - велит послушати земли незнаеме" "Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже вержеся Дивь на землю". Возможно, бог небесных вод - следующего изначального неба, а не того, что ковал божественный кузнец-Сварог. Поскольку Дэв - санскр. "Бог", может быть сопоставлен с Родом, как одно из его имен, значащее абстрактное "Бог".

0

9

http://img.crazys.info/files/i/2010.7.31/thumbs/1280566441_600.jpg

Доля, Среча, Сряшта, Встреча, Счастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши-Яги, матери жребия, Ягишна (Голубиная книга, Афанасьев, сербский эпос) .

https://lh4.googleusercontent.com/_w-mfOFwziVo/TZR1U7bIGqI/AAAAAAAADEc/p67pQx8C9AU/s512/3.jpg

Желя, Жля, Зелу - Жля — богиня печали, плача ("Слово о Полку..."). Из "Слова некоего кристолюбца" узнаем о существании еще в 17-ом веке языческих парных обрядов "желенья и карания". Такая богиня или бог известны у западных славян, некий чешский хронист середины 14 века, Неплах (“Хроника Неплахи”), упоминает идола Zelu. Академик Рыбаков сопоставляет этого Зелу с Желей из "Слова о Полку Игореве". Однако такого же бога находим в немецком переводе “Хроники Дилимила” XIV века: “Зелу был их бог” (имеются ввиду князья чехов). Вацлав Гаек из Либочан в “Чешской хронике” (1541 г.) говорит: “734 г. … статуя из золота в виде человека, сидящего на троне была вылита, что несла образ и имя бога Зелу. Ее поместили в особом святилище внутри дворца, и каждый князь ее с особой набожностью почитал, бросая в огонь вместо фимиама обрезанные волосы и ногти. 735 г. Либуша… свершив своим богам жертвоприношение в храме Зелу, узнала о своем смертном часе… Была она погребена… облаченная в лучшие одежды, положенная на носилки, облитые смолой, в левой руке держа кошель с пятью золотыми монетами, которые муж Пржемысл в жертву неведомому богу в ее пальцы велел вложить, в правой — две серебряные монеты, одну — проводнику, другую - перевозчику Харону.” Желя, жаление – это скорбь по умершим, сакральные погребальные обряды. В ППЯ "Слове святого Дионисия о жалеющих" сказано: "Дьявол желению учит и иным бо творит резатися по мертвых, а иных в воде топитися нудит и давитися учит". У славян-вятичей жены совершали обряд самоубийства путем повешения по смерти мужа. Подобный обряд мог соотноситься с почитанием богини Жели или бога Зелу/Жела.

+1

10

http://www.werno.ru/uploads/posts/0409/1238939741_23947977_426cd322fe5a.jpg

Жива - богиня жизни и плодородия ("Славянская хроника" Гельмольд, "Веда славян" Верковича IV,5,5-13), по средневековым польским источникам - дочь Свентовита и Нонцены (?) - дня и ночи. Именуется в поздних польских источниках Великой (Дидилия) и прекрасной госпожой (Красопани), а также Милкой или Мильдой (Милой). Крупнейшее святилище было в полабском городе Ратибор. Зарубежные авторы 15-17 веков перерисовывают друг у друга ее изображение в виде пышногрудой голой женщины с плодами в руках. По семантике близко к слову "жизнь" и связана с достатком - нажива, пожива.

+1

11

Злата майя (Slota Вава) - мать Коляды согласно "Веде славян" Верковича. Жена Зеленого Егория-Юрия, т.е. Ярилы, Хорса или Даждьбога.

Карна, Карина, Кара, Кручина - возможно, богиня погребальных обрядов, "Слово о Полку Игореве". Обращает внимание сходство имен Коруны и Карны, вероятно, это имя одной и той же сути.

Квасур, Квасир - дух хмельной браги, восходит еще к временам праславянским, поскольку "сур" - близко к божеству солнца "Сурья", квас осуривали, т.е. выдерживали на солнце.

http://pandoraopen.ru/images/stories/Obras/596.jpg

Коляда, Каледа - сезонный бог, бог праздничный.("О идолах Владимировых" ППЯ). Каледа, сын Златой Майи - ("Славянския веда" Веркович II, 1-5 и I,1-37). Диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот. Прибытие света. Умирание старого, приход сильного-молодого. Связан с культом Велеса и шаманизмом. Идет ритуальная смена пола и оборотничество, переодевание в лютого зверя - бера, тура и т.д. Возможно, Коляда - сын Даждьбога, мужа Златой Майи, бога света. В таком случае и Купалу надо признать либо сыном, либо ипостасью Даждьбога.

0

12

http://s44.radikal.ru/i105/1005/1a/699e4f6eb146t.jpg

Корочун, Карачун - сезонный бог из свиты Велеса-Мороза (в Новгородской летописи "стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна" (ПСРЛ III-9), Керечун или Крочун вечер - сочельник или Рождественские святки. Окочуриться, накатить карачун - т.е. остыть, как труп. Возможно как-то связан с древним культом Крота. По смыслу похоже, что связан с Кощеем, может, другое имя. Возможно, что Корочун - это нынешнее 22 декабря, тогда бог этот - ипостась Черного бога, Велеса.

0

13

Коруна - мать богов - согласно поучению против язычества см. "Слово святого Григория", возможно, один из эпитетов Лады или Дивы.

http://russianmyth.ru/wp-content/uploads/2008/12/d0bad183d0bfd0b0d0bbd0be.jpg

Купала, Купало - летний бог, бог влаги (росы), "Густинская летопись". Получил необычное распространение у восточных славян, в ночь на Ивану Купалу идет соединение огня и воды (с обязательным появлением животворящего пара и кипятка) и творятся чудеса. В дополнении к разделу приводятся некоторые песни празднества. В послании игумена псковского Елеазарова монастыря панфила псковскому князю Дмитрию Владимировичу Ростовскому (согласно Псковским летописям, 1505 г.) говорится о том, что в канун рождества Иоанна Предтечи "чаровницы" - мужчины и женщины по лугам, болотам, лесам, полям ищут якобы какие-то смертные травы "на пагубу человеком и скотом", "тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими". А в самый праздник Предтечев, совпадающий с летним солнцеворотом, собственно с Купалой, "во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятца в бубны, и в сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными игры сотонинскими, плесканием и плесанием, женам же и девам и главам киванием, и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногам их скакание и таптаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть на женское и девичье шатание блудное им воззрение, такоже есть и женам мужатым осквернение и девам растлениа. Что же бысть во градех и селех в годину ту - сотона красуется кумирское празднование, радость и веселие сотонинское, в нем же есть ликование... яко в поругание и в бесчестие Рожеству Предтечеву и в посмех и в коризну дни его, не вещущим истины, яко сущии идолослужителие бесовскии праздник сеи празноють"... "Сице бо на всяко лето кумиром служебным обычаем сотона призывает и тому, яко жертва приноситца всяка скверна и беззаконие, богомерское приношение; яко день рожества Предотечи великого празнуют, но своим древним обычаем."

0

14

Крът, Кродо - сын Сытиврата, бог жертвенных мест, отец Сварога согласно "Mater Verborum", также отождествлялся с Сатурном. Вероятно, "крады" и есть то, за чем следит сей древний бог. Остатки культа Кродо были застигнуты в Гарце. Истукан Кродов стоял на высокой, лесом поросшей горе. Это был старик с обнаженной головой, голыми ногами он стоял на рыбе, опоясан был шерстяною белой повязкою, держал в одной руке колесо, а в другой сосуд с цветами и плодами (dey grote Duvel tour Harzborg). Связан с культом предков и сжигания трупов, чествовался вендами на Радуницу - 9 марта и на 1 мая. Известна поговорка у хорватов "не все пойдем в Кротово царство, иные к черту". Напрашивается аналогия с островами Блаженных, где властвует Крон и пребывают тени лучших из героев и титанов.

0

15

Лад, Ладо, Лядо, Ладон - бог войны, бог веселья, бог брака, бог пекельный. (Лад - "Синопсис"; Ладо или Лядо - "Густинская летопись", Поучение против язычества "О идолах Владимировых"; Ладон - "Хроника Польская" Яна Длугоша), Alado - в польских церковных запрещениях языческих обрядов начала пятнадцатого века. Божество с явными признаками гермафродитизма - Dedis Dewie (Дид-Ладо - великое наше божество), Длугошу вторят и другие исследователи Стрыковский, Бельский, Меховский, Прокош. Как-то соотносится с Ящером, если следовать греческой мифологии - сторож сада Гисперид в стране гипербореев. Если Лада отождествлена с Венерой, то Лад близок к Марсу. Если Лада близка к Деметре или Персефоне - Лад соотносится с Аидом.

http://img.narodna.pravda.com.ua/images/doc/c/e/ce482-12324768700lada.jpg

Лада - богиня любви, богиня брака согласно "Mater Verborum" (соотносимая там с Венерой) и "Синопсису", а также "Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), под именем Gardzyna ("Охранительница") упомянута в польских церковных запрещениях языческих обрядов начала пятнадцатого века. Ее месяц - апрель. Одна из Лосих-Прародительниц. Соотносится с Лато из страны гипербореев в верхней ипостаси, и Деметрой - в нижней ипостаси. Одна из Рожаниц.(см. Триглав). Жена Лада, либо некое божество с неразличенным полом Дидо-Ладо. Ее металл - золото, медь или бронза, а камень - изумруд. Вот современные нам песнопения (запись 1999 г. Константина Бегтина, Московская область):
Ой, встало красно солнышко!
Ой, Ладо мое, купало!* (*эта строка чередуется с каждой последующей)
А с солнцем да светлый месяц!
И вышли по круче девушки, -
Восславить Ярилу Молодца.
Как скачет он по цветам-росе, -
По всей родной сторонушке!
И все славят, молодца, -
Огни ему жгут купальные, -
Да песни поют величальные.
Венчается с красной девицей
С Зарей - Заряницей молодец!
Венчает их небо вышнее
Костры их венчают в полночи,
Огни да сердец любящих
Их дарят своею милостью

И далее:

То не свет-заря разливается,
То не солнышко с Ясным месяцем,
То на холм высок поднимется
Моя ладушка, красна девица.
От красы ее травы клонятся
Да роса блестит скатным жемчугом.
Глянет в небо она - птичью вольницу
И поют ей с небес песни звонкие:
Уж ты Ладушка, красна девица!
Откорой в сердце свое ты тропиночку
Да дороженьку - мостик радужный
Ты для вольного сердца молодца.

0

16

Триглава, или Тригла, - богиня земли у древних славян.
Храмов ее не ставили в городах и селениях, а только посреди чистого поля: ведь не место владычице земли среди человеческих жилищ! Как видно из ее имени, богиня сия трехглава, и три эти главы означают три начала, из которых состоит земной шар: земля, то есть почва, вода и воздух.
А еще они обозначали горы, долины и леса. Также слово Триглава имело несколько иное значение, соответствуя понятию Тримурти в ведической религии и Троице - в христианской.
Божества были как бы триединым существом, например Перун сначала олицетворялся как бог грома и молний, ветра и воды, а потом сохранил за собою только славу громовержца, предоставив владычество над ветрами Стрибогу, а над водяным миром - Морскому Царю и водяным.
Соответствуют друг другу по первоначальным представлениям о плодородной силе Хоре, Ярило и Купало; Дажьбог, Святовид и Солнце.

http://s53.radikal.ru/i141/1105/25/141f17485209.jpg

ТРИ НЕВЕСТЫ

Однажды крестьянскому парню привиделся дивный сон: будто оказался он в подводном царстве. Перед ним, среди чудесных растений, сиял, как солнце, дворец. Рыбы и удивительные морские существа проплывали сквозь его окна и двери, а еще увидел молодец красавицу.

Так она полюбилась пареньку, что обещал ей вечную любовь и посулил прислать из родной деревни сватов.

На другую ночь сон повторился, только на сей раз чудо-дворец плыл по воздуху, словно невесомый. Разноцветные птицы выпархивали из его окон, а еще увидал парень в тереме чудо-девицу красоты неописуемой - и пообещал на ней жениться.
Третьей ночью - уже наяву, возвращаясь в родную деревню с рыбалки, - молодец увидал в лесу дворец, весь из самоцветных каменьев. В окне сияло лицо столь прекрасной девы, что парень забыл двух первых невест и вновь заговорил о сватовстве.

Когда дева нежданно-негаданно вышла на крыльцо из своих покоев, легкомысленный молодец едва не утратил дара речи: красавица оказалась трехглавою, и он узнал лица каждой из своих невест.

- Подтверждаешь ли свое обещание, о наш ветреный жених? - спросили головы хором.

- Да, да, подтверждаю! - ответствовал насмерть перепуганный парень. - Подтверждаю и завтра пришлю сватов. Только какой вам от меня прок: летать я, бескрылый, все равно не научусь, да и под водой жить не могу. Придется мне поселиться с одной из вас в лесу.

Тут три невесты улыбнулись - и все вдруг пропало.

Парень снова очутился на знакомой охотничьей тропе.

Но с той поры стал ему внятен язык и птиц, и зверей, и рыб. Он прослыл великим мудрецом, прожил долгую счастливую жизнь, не забывая приносить дары загадочной богини Триглавы.

Источник >>>

+3

17

Мара.
Морана, Морена, Марена, Мора.
Могучая и грозная богиня Зимы и Смерти, жена (дочь) Кащея и дочь Лады, сестра Живы с Лелей.
Ее символ - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Мара - Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена (дочь)
Кощея. и дочь Лады, сестра Живы с Лелей.
Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как
“мор“, “морок“, “мрак“, “марево“, “морочить“, “смерть“.
Легенды рассказывают , как Морана, со злыми приспешниками,
каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в
ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Ее символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым
она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам,
лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через
которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем... В
противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари
- “Мертвой Воды“ (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной
Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть
полное прерывание Токов Жизни как таковой, но - лишь переход к Жизни
Иной, к новому Началу, ибо так уж положено РОДОМ Вседержителем, что
после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая
Весна...
И конечно же мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня
кое-где еще жгут во время праздника древней языческой Масленицы, в
пору весеннего равноденствия время несомненно принадлежит Морене,
Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
http://s58.radikal.ru/i160/1204/2e/484c0ded0226.jpg

+1

18

Свод Макоши
Что такое не везет и как с этим бороться по-женски?

Очень часто такое случается, если женщи­на чем-то незаслуженно обидела собствен­ную мать. Либо мать прокляла дочь. Причины также могут быть в непочитании свода правил Макоши. Обидели вы чем-то Макошь, Богиню-мать счастливого жребия. (Ma-Мать, Кош - удел, жребий).

В своде двенадцать правил. Эти правила имеют космическое происхождение и универ­сальное применение. Они известны, как Свя­щенные Законы Макоши, то есть отделены от других законов и образуют свод правил, охва­тывающий все сущее в пределах человечес­кой судьбы. Хотя эти законы неизменны, они позволяют всем событиям — как осязаемым, так и неосязаемым — развиваться в соответ­ствии с бесконечным количеством возможно­стей. Противоречие с любым Священным За­коном приводит к нарушению равновесия. Иными словами. Законы Макоши — это зако­ны природы. А что на Роду написано пером, как известно, не вырубишь и топором. Так что если хотите избежать проблем в судьбе, их необходимо выполнять.

Законы Макоши отражаются в двенадцати «НЕ»:

• не жалуйся;

• не ищи себе оправданий и не переклады­вай ответственность на других;

• не завидуй;

• не трогай чужого добра;

• не бери того, что тебе не нужно;

• не бери взаймы;

• соизмеряй свои возможности и не делай работу за других;

• не бойся поражения;

• не подражай другим, будь самим собой;

• не жди похвалы, делай добро бес­корыстно;

• не причиняй вреда детям.

День Макоши - пятница. В христианской традиции имя ее Пара­скева-пятница. Эта богиня - пряха, прядущая нить судьбы человека. В своей нижней ипоста­си Яга-Змеинная Мать, богиня мести и разру­шения. И потому за невыполнение законов Ма­коши предполагается наказание. Наказание от Макоши приходит в виде ударов судьбы и трагического стечения обстоятельств.

Издавна пятница почиталась святым днем. И с ней тоже связаны некоторые правила, соблю­дая которые, можно избежать очень многих жи­тейских передряг.

Пятница Параскева - богиня женского твор­чества и главная «бабья заступница».

Чтобы избежать сплетен и пересудов, не сле­дует мыть посуду в пятницу на заходе солнца, иначе люди будут молотить языками, что голод­ными ложками.

Чтобы дети были здоровыми и счастливыми, не следует купать их в пятницу после захода солнца.

В пятницу не следует шить, вязать, штопать, делать уборку, стирать, делать ремонт, срезать ногти, мыть голову и что не столь насущно в наше время – прясть…

Все магические приемы с нитками, вязани­ем узелков и разнообразным плетением свя­заны с Макошью - Параскевой-Пятницей.

«Матушка Параскева, - шептали девицы, - выдай замуж поскорее». И жертвовали ей на пе­рекрестках мотки мокрой пряжи либо опуска­ли эти мотки в колодец, дабы было из чего бо­жественной пряхе сплести гармоничную ткань счастливого союза.

Но соблюдения запретов и вымаливания удачного жребия не достаточно. Чтобы жизнь была ровной и счастливой, необходимо еще и соблюдать праздники Макоши, а их в году две­надцать.

Первая пятница - на первой неделе Велико­го поста.

Вознаграждение: убережешься от скверно­сти и болести.

Вторая - с 25 марта по 7 апреля.

Вознаграждение: убережешься от наглой (насильственной смерти).

Третья - на страстной неделе.

Вознаграждение: не будешь смуты иметь, убережешься от разбойников, мук вечных и не­чистого духа.

Четвертая - перед Вознесением.

Вознаграждение: убережешься от утопле­ния, от великих несчастий спасен будешь.

Пятая - перед снисхождением Святого Духа.

Вознаграждение: убережешься от лихорадок, зубной боли, смерти непокаянной, смерт­ных грехов.

Шестая - перед Ивановым постом.

Вознаграждение: убережешься от сухотки.

Седьмая - Перунова Пятница, перед днем Ильи Пророка.

Вознаграждение: от голода, лихорадки, по­топа, всех грехов, молнии. В этот день очень действенны обряды на недоброжелателей (а в старину в этот день карали преступников).

Восьмая - с 14 по 27 сентября. Макошь-Осенина.

Вознаграждение: охрана в дороге, от голов­ной и зубной боли, помощь в домашней рабо­те, продолжительность жизни.

Девятая - перед покровами Пятница «Преподобница». В этот день следует на коленях обползти капище Макоши.

Вознаграждение: охрана от врагов, неудач, горя и бедности, от великих грехов. Чтобы быть здоровой и не уставать, выйти на улицу и, под­няв руки к небу, произнести:

«Пятница, Покровонька покрой мою головоньку, накрой вялым листком, красным платком. Покрой нивонь­ку, чтоб не болела спинонька, ни спина, ни го­лова. Чтоб по весне здорова была».

Десятая - перед Введением.

Вознаграждение: душа человека будет пе­ренесена через огненную реку.

Одиннадцатая - перед рождеством Свет-Дажьбога.

Вознаграждение: спасение от напастей.

Двенадцатая – с 6 но 19 декабря Вознаграждение: охрана от ветра и морозов. А еще: знаете ли, почему у наших предков принято было давать подаяние нищенкам? Дело в том, что наши предки верили: стран­ствует Макошь по земле в виде бедной жен­щины и присматривается, кто чтит законы и табу, а кто нет. Может прийти к любому. И если под видом нищенки вы оскорбите Макошь — удачи уже не будет.

В вашей жизни катастрофически не хватает удачи, поселились в доме Лихо и Недоля? Сделайте так.

В одну из пятниц напеките блинов и пиро­гов и отнесите на ниву, где оставьте на белом полотенце вместе с моточком красной пря­жи. Трижды поклонитесь и скажите:

«МА! Гой! Ma! Уж ты Гой еси Макошь-матушка! Макошь Матушка - люду отрадушка! Ос­вяти ты мою долюшку! Убери со стези го­рюшко, всяку беду да маяту! Нить ровным-ровна - доля счастьем полна! И в поле, и в доме! Гой! Ma! Гой!»

Источник ==>

0

19

Заповеди Лады Богородицы
1. Благословленные Сварогом первенцы Рода, да сочетаются Союзом Семейным в Лета Мудрости своей.

2. Та из жен, коия отречется от мужа своего и Рода его, недостойна быть Матерью и не изведает она Счастья и Радости в жизни своей, а токмо лишь горечь утрат.

3. Ежели коия Матерь отречется от чада своего, в муках рожденного, то не обрящет она покоя в Душе своей, ни в Мире Яви, ни в Мире Нави, и Сварга Пречистая навечно скроется от нее.

4. Да вложит любая Матерь Душу свою, да во все деяния свои, и сотворит в Доме своем Покой, Ладность и Радость.

5. Да не отречется дщерь Божия от долга пред Родом и не отречется от рождения чад сверх Долга пред Родом.

6. Да царит в Союзе Семейном лишь Лад да Любовь, и да не постигнут Союз Семейный тот беды, лихолетье и утраты.

7. Живите, люди, в Союзе с Природою, возмножая ее, а не губя ее.

8. Да приимет дщерь Божия в Семейном Союзе супруга нареченного своего, и любить-почитать будет его, как Бога-Защитника Рода своего.

9. Да приимет сын Божий в Семейном Союзе супругу нареченную свою и любить-почитать будет ее, как Богиню-Хранительницу домашнего Очага своего и продолжательницу Рода своего.

10. Сохраняйте Семейные Союзы ваши. Богами освященные, во времена радостные и во времена горестные, и да помогут вам Боги Светлые, и приумножатся древние Роды ваши.

11. Берегите, дщери Божии, с измальства власы русые — честь Родов своих, заплетайте свои власы русые в косы дивные, покрывайте их берегинями.

12. Пробуждайтесь вы ото снов с Ясным Солнышком, на покой проводят вас Звезды Ясные.

13. Да прибудет во Родах младший сын со Родителями, и содержит он Родителей своих во дни старости, тако же, как и они содержали его во дни младости.

14. Ежели во славном Роду вашем, более шести дочерей, то лучше породниться вам с могучим Родом, в коем более шести сыновей. И сие благодатное Родство ваше укрепит древние и славные Роды ваши.

15.
Чем больше детей будет в Родах ваших, тем больше Любви, Радости и Счастья пребудет в Родах ваших, ибо дети ваши укрепляют Роды ваши и приводят их к величию и процветанию.

16.
Никогда не забывайте, чада Расы Великой, Богов-Покровителей Родов ваших и всех Предков Родов ваших, ибо все Боги-Покровители и мудрые Предки ваши, есть могучие корни Родов ваших, источник жизни и процветания Родов ваших.

С разных источников.

0

20

http://karvin.ru/files/1688_large.jpghttp://karvin.ru/files/0c6864-8425-e9fa-9ff4-32ff1bdfe16a.jpg
Звезда Лады Богородицы

«Звезда Руси» у наших Предков называлась Звездой Богини Лады или Лады-Богородицы. Христиане не отвергли этот знак, но назвали его Звездой Богородицы. Восьмиконечная звезда присутствует на иконах российского христианства.


Отсюда.

0