Магия Безвременья

Объявление


Добро пожаловать и благословенны будьте!



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия Безвременья » Подготовка и проведение ритуала » Перекрестки и пороги


Перекрестки и пороги

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Почему-то у многих бытует ошибочное место об использовании перекрестков в ритуалике, посему выкладываю:

Перекресток — символ выбора в целом и в частности выбора между жизнью и смертью (ср. в фольклоре образ распутья, перед которым оказывается герой), а также знак перехода из одного пространства в другое. В качестве такового перекресток наделяется амбивалентным значением. С одной стороны, это место являлось священным; греки и римляне считали его находящимся под охраной Гермеса и Меркурия — покровителей путников. В христианстве перекресток, уподобляемый в своей форме кресту, стал местом почитания Христа.
С другой стороны, перекресток считался средоточием вредоносных, нечистых сил. На перекрестках выполнялись колдовские ритуалы.
Это было место захоронения самоубийц, сборища демонов и ведьм.
Во многих культурах перекресток - место встречи с трансцендентными силами (богами, духами, мертвыми). Символизм перекрестка связан с символизмом двери, перехода из старого к новому, от посюстороннего к потустороннему. Чтобы обеспечить этот переход, на перекрестках воздвигаются обелиски, алтари, просто камни. В Европе перекрестки рассматривали как места встречи ведьм, злых духов. Христиане воздвигали на перекрестках кресты, часовни, статуи Мадонны и т.п. У африканских племен перекрестки часто являются местом совершения ритуальных обрядов. У греков Геракл на перекрестке совершил выбор, отдав предпочтение добродетели перед наслаждением. Эдип убивает на перекрестке своего отца. Греки приносили жертвы на тройных перекрестках трехглавой богине Гекате, богине привидений и чародейства, связанной с царством мертвых. На перекрестках стояли статуи Гермесу-Психопомпу, водителю духов. Римляне молились ларам перекрестков, а в средневековой Германии судебные процессы часто проходили на перекрестках.
Древние греки посвящали перекрестки Гекате; там устанавливали ее трехликие статуи, приносили в жертву собак, помещали тела повешенных. В индуизме перекресток выступал как пристанище демонов. В славянской мифологии перекресток считался местом обитания чертей. В средние века на перекрестках больших дорог ставились распятия, чтобы предохранить их от присутствия нечистой силы.

+2

2

Перекрёсток — роковое, «нечистое» место, принадлежащее демонам, на перекрестке совершаются опасные и, наоборот, исцеляющие действия, гадания, произносятся заговоры; полагают, что на перекрестке нечистый дух имеет власть над человеком.

Перекресток считается местом пребывания демонов, нечистой силы. Так, по русскому выражению, «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют». По славянским поверьям, на распутьях дорог можно увидеть ведьму, русалок, лешего, черта. Поэтому проход через перекресток сопряжен с различными опасностями. В Закарпатье, например, при выгоне скота колдуны и колдуньи закапывали на перекрестке, где проходит стадо, «манту» (соль с кусочком пасхи) со словами: «Беру сметану, оставляю молоко...»

Для безопасности перехода через перекресток часто совершают действия - обереги: когда везут ребенка в церковь на крещение, в западном Полесье на перекрестке заранее выбрасывают три прутика из веника; при выгоне скота в польских Татрах главный пастух чертит ножом на перекрестке «границу», которую не смеют пересечь злые духи; в Закарпатье стараются обойти перекресток окольными путями. Русские крестьяне в качестве «жертвы» лешему за корову оставляли в лесу на перекрестке яйцо или печенье из ржаной муки.

На перекрестке человека подстерегали и болезни. В русских губерниях во время опахивания при массовой эпидемии скота исполнители обряда предпринимали особые действия на перекрестке: прочерчивали сохой крест и зарывали в землю ладан, били топорами по земле, кричали: «Гони, гони! Бей! Долой с нашей земли!» Таким образом для коровьей смерти — эпидемии — закрывался вход в село через перекресток

Перекресток считается и местом пребывания душ умерших, особенно заложных покойников. Здесь хоронят самоубийц и найденные трупы, около которых «для охраны» ставят кресты и часовенки. В поминальные дни на перекрестке рассыпают для птиц (душ) зерно.

Распространенными являются гадания на перекресток. У восточных славян совершается «подслушивание» на перекрестке: откуда донесутся какие - либо звуки, туда девушка пойдет замуж. В Витебской губернии парень, желая узнать, с какой стороны будет невеста, покрывал голову собственноручно приготовленным блином и отправлялся на перекресток слушать лай собак. У лужичан девушка, набрав в рот капусты, идет в новогоднюю ночь на распутье дорог в ожидании, что первый встречный и окажется ее мужем.

На перекрестке совершаются предопределяющие судьбу встречи. Так, если в семье часто умирали дети, лучшим средством исправить ситуацию считался выход отца новорожденною на распутье дорог, где он выжидал проезжих и прохожих: первых встретившихся мужчину и женщину он приглашал в кумовья своему ребенку.

С целью избавиться от болезни, передать ее другому человеку, животному на перекрестке выливали использованную лечебную воду и т. д. Если нельзя было определить, чем болен ребенок, белорусы просеивали через решето пепел и оставляли его на распутье дорог так, чтобы на миску падал лунный свет, а ветер мог свободно разносить содержимое «на все четыре стороны». Предполагали, что если через три дня ветер развеет пепел, дитя освободится от неведомой болезни.

(С)

+2

3

Символика перекрестка

http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2008-09/1221072030_perekrestok-udachi.jpg

Ключевые слова: перекресток, распутье, путь, крест, инверсия, парадокс, жизнь, смерть.

В сущности перекрестка есть нечто парадоксальное. Парадоксы организуют серии смыслов, возникающих при взаимодействии с этим странным объектом. Эти смыслы в свою очередь скрещиваются между собой, пересекаясь в точке, которая одновременно является точкой их схождения и расхождения. Как смысловое пересечение перекресток образуется не простым геометрическим наложением линий, а экзистенциально окрашенным перечеркиванием пути. В нем скрещиваются в противоборстве выбора: пути «дня и ночи», «жизни и смерти», «добра и зла», «святости и распутства». Как распутье, как распятие пути перекресток сам по себе является символом парадокса. Рассмотрение этих парадоксов и будет нашей задачей.

Известно, что древние римляне имели обычай устраивать военные лагеря и поселения на пересечении двух дорог, а в древнеиндийских градостроительных трактатах прямо утверждается, что город должен иметь две главные перекрестные улицы. На основе такой планировки возводились императорские столицы Камбоджи и Китая, считавшиеся центрами вселенной. Крестообразное сечение прямоугольного пространства, образующее четыре квартала (от лат. quartus – четверть) и ориентирующее его по сторонам света, являлось ведущей градостроительной идеей так называемых «священных городов». Подобную планировку имели столица ацтеков Теночтитлан и средневековый Багдад. Ее же находим в апокалиптическом описании небесного града Иерусалима (Откр. 21,10-27). Город Солнца Кампанеллы имел вид круга с вписанным крестом. А в Египте и Китае крестообразные четырехчастные иероглифы служили для обозначения города как такового.

Легко представить, каким значением обладал перекресток, если в его центре воздвигался храм или пирамида. Он не только формировал жизненное пространство древнего поселения, разделяя его на сектора и устанавливая таким образом клановую или сословную сепарацию. Он в то же самое время объединял (собирал) город или село в единую структуру относительно общего сакрального центра. Как модель пространства, стянутого к сердцевине или узловой точке, перекресток символизировал Мир – Мир как пульсирующую структуру сжатия и расширения, схождения и расхождения, собирания и рассеяния. Именно поэтому в предельно общем смысле перекресток может быть определен как крест – как символ ориентированной по сторонам света эманации святого. Пронизывая структуру жизненного мира, эманация святого ослабевает по мере удаления от сакрального центра, артикулируя тем самым тревожную опасность отдаленного горизонта. В русском языке на такое устройство жизненного мира указывает этимология слова «о-крестность», которое буквально означает пространство округ креста.

Вместе с тем исторически так сложилось, что за перекрестками закрепилась дурная слава мест опасных и злосчастных. В древних поверьях область пересечения дорог являлась зоной предельной концентрации темных сил земли: демонов, призраков, ходячих мертвецов. Как центр эманации «нечистой силы» перекресток пугал и одновременно привлекал человека возможностью установления прямых контактов с агентами преисподней, а потому считался идеальным местом для совершения колдовских обрядов.

В греческой мифологии демоном перекрестка считалась Геката – хтоническая богиня мрака, ночных видений и чародейства. Глубокой ночью она выходила на распутье в места сосредоточения могил и устраивала дикую охоту со сворой псов в окружении мрачной свиты призраков преисподней. Это зловещее существо имело три тела и три головы, что символизировало распутье трех дорог. Поэтому на распутьях часто устанавливались храмы, жертвенники или изображения Гекаты. Демоническая персонификация перекрестка характерна и для римской мифологии, где аналогом Гекаты выступала Tривия – богиня трех дорог, где само имя богини производно от латинского trivium (перекресток, распутье).

В поверьях древних славян, как и в представлении многих европей-ских народов, перекресток одновременно служил и местом проклятья, наведения порчи или болезни, и местом исцеления, снятия сглаза или приворота. Его «дурная» сила могла использоваться как в прямом, так и в обратном направлении. При этом силу для совершения колдовских обрядов сообщало само место. Как граница взаимодействия двух миров – живых и мертвых, как область их «трения» перекресток представлялся зоной выброса энергии, своего рода энергетической аномалией. О темной энергетике этого места красноречиво говорит русская пословица: «На перекрестках черти яйца катают, в свайку играют». Свайка – народная забава, состоящая в метании большого толстого гвоздя в лежащее на земле кольцо. В словаре русских синонимов свайка означает и гвоздь, и половой член. Метание свайки в кольцо могло символизировать половой акт, а участие в этой игре чертей – его темную хтоническую природу. Как в языческих, так и в христианских представлениях черт был носителем незаурядной детородной силы, похоти и сексуальной мощи. Поэтому послать к черту в ряде случаев могло быть фаллическим жестом. Катание чертом яйца – символа жизни и плодородия – также указывает на животворную связь человека с темной энергетикой земли.

Природа энергетической и экзистенциальной аномалии перекрестка, таким образом, вполне объяснима. Она обусловлена самим пересечением путей «жизни» и «смерти» – тем коротким замыканием, которое создает синергетический эффект. Давно известно, что близость смерти умножает волю к жизни. Ницше по этому поводу точно заметил: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». То же самое можно сказать и потусторонних силах: их выход на поверхность и взаимодействие с душами и плотью людей происходит с целью возрастания самой «нечистой силы». Сила вампира слабеет, если она не питается живой кровью. Сила демона увеличивается пропорционально числу погубленных душ. «В ночные часы эльфы собираются на церковных дворах и кладбищах и пляшут на свежих могилах, с радостью и весельем встречая новую душу, пришедшую к ним из мира живущих. Усопшие поступают в круг эльфов, и потому смерть человека празднуется ими, словно свадьба или прибытие дорогого гостя, музыкой и танцами». При этом агенты преисподней отдают явное предпочтение более сильным противникам. Питаться энергией слабого (падшего) – все равно, что живому питаться мертвечиной. По этой причине в массе человеческого сора князь тьмы выделяет не пьяницу и забулдыгу, а мастера (Фауста) или святошу. За эти души он готов заплатить высокую цену, не жалея ни времени, ни сил, ни трудов.

В итоге мы получаем бинарную структуру, где живое сообщает энергию мертвому, а мертвое – живому.

О том, что перекресток символизирует пересечение и, как следствие, инверсию путей «жизни» и «смерти», говорят некоторые факты, в частности, практика захоронения на распутьях и вдоль дорог. Такая практика характерна для многих народов мира, и ее можно было бы объяснить элементарной целесообразностью в том смысле, что путь к погосту не должен быть чрезмерно трудным и проходить по бездорожью. Однако обычаи захоронения в труднодоступных местах (на вершинах гор, в расщелинах и даже на отвесах скал, как в похоронной культуре народа Бо) опровергают такое утилитарное объяснение. Придорожные могилы, скорее, связаны с символизацией жизненного пути как дороги к смерти, где развилка – место прерывания пути. В русском фольклоре эта идея представлена в образе витязя, выбирающего на распутье свою судьбу. Существует множество версий этого выбора, но их общий знаменатель сводится к альтернативе между жизнью и смертью, благополучием и несчастьем. В былине «Илья Муромец и разбойники» сообщается:

«На пустынном поле, усеянном мертвыми костями,

Наехал он [Илья] три дороженьки,

Три дороженьки он, три ростании.

На тех ростаньях лежит там бел горюч камень.

А на камени том подпись подписана:

"На леву ехати – богатому быть,

На праву ехати – женату быть,

Как пряму ехати – живу не бывати, –

Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".

И раздумался старый Илья Муромец,

Илья Муромец, сын Иванович:

Да в которую дороженьку будет ехати?».

В наиболее «мрачных» и фатальных версиях сказания о распутье каждый из выбираемых путей является смертным или сулящим несчастья.

Итак, перед нами парадокс, состоящий в том, что, задавая структуру обитаемого мира, перекресток таит в себе постоянную угрозу гибели. Будучи центром мироздания и формируя окрестность мира живых, он вместе с тем является полюсом смерти (болезни, несчастья) и потому «проклятым местом». Однако в обоих смыслах перекресток является местом локализации сакрального, имеющим при этом два противоположных знака. Смена полюсов с «плюса» на «минус» и наоборот связана со сменой дня и ночи, а так же с инверсией внутреннего и внешнего пространства как «своего» и «чужого». Если дневной перекресток символизировал союз земли и солнца, то ночной – их разлад, следствием которого являлся временный переход мира под управление темных сил земли. Если же говорить о пространственной инверсии, то она состоит в том, что перекресток осмысляется и как место сборки путей, и как место их расхождения «на все четыре стороны». По этой причине перекресток в центре поселения и за околицей имеет противоположный смысл. Если в первом случае он артикулирует пространство окрест дома как мир оседлости, то во втором случае – пространство вне дома как мир скитания на чужбине.

Такой «кувырок» полюсов характерен не только для перекрестка, но и для многих религиозных символов. Так, согласно народным христиан-ским представлениям, даже «святое место» – церковь в ночное время становится прибежищем сатаны. А главный символ христиан ­– крест одновременно является как символом земли, так и символом неба (их стяжкой), как символом воскрешения к вечной жизни, так и символом позорной смерти через распятие.

Согласно теории А. Голана, смена полярности многих религиозных знаков объясняется инверсией верховного божества, когда на смену первоначальному культу темного (земного) божества приходит культ светлого (небесного) бога. Этот переход запечатлен в мифологии как борьба двух противоположных начал и как победа сил света (добра) над силами тьмы (зла). Однако повсеместное представление о том, что эта победа не окончательна, равно как и о том, что в мире установилось «двоевластие» сил, говорит в пользу того, что древняя память продолжала приписывать божеству (как таковому) земное происхождение. То есть, у Голана речь идет не об изначальном субстанциальном дуализме темного и светлого божеств, а об инверсии сознания первоначально единого бога.

Следы этой исторической инверсии несет в себе символика креста, который в дохристианскую эпоху являлся широко распространенным языческим символом. Возникновение образа креста относится к неолиту – эпохе формирования ранних земледельческих культур. Согласно А. Голану, в этот период крест является символом бога преисподней и лишь затем, в результате крушения неолитических культур, становится солярным знаком. В силу своего языческого происхождения в среде ортодоксальных христиан почитание креста поначалу вызывало протест. В качестве официальной эмблемы христианской церкви крест был узаконен только в четвертом веке. О том, что крест является символом пересечения и инверсии мира живых и мира усопших, говорит доживший до наших дней обычай устанавливать его на могилах. Этот обычай гораздо древнее христианской символизации намогильного креста как знака приобщения к небесному царству. Крест являлся эмблемой Гекаты – богини загробного мира. В русских деревнях до сих пор сохранился обычай помечать знаком креста двери и окна, чтобы помешать возвращению покойника из преисподней. По свидетельствам этнографов, такой же обычай существовал у американских индейцев. Знак креста, поставленный на жилище, равно как и на могиле («доме» мертвых), выполнял одну и ту же функцию оберега – защиты пространства жизненного мира от сил тьмы, путем символического перечеркивания пути из преисподней.

Хтоническая символика креста связана также и с представлением о «четырех сторонах света». Тот же Голан находит, что сочетание круга (символа неба) и креста (символа земли) является идеограммой мира в целом, а точнее, четырех областей мира. Правда, он же утверждает, что перекрещенный диск изначально являлся символом земли, а понятие «весь свет» означало «всю землю». Инверсия круга, как видимой области земли, в небесный круг феноменологически легко объяснима. Она связана с восприятием горизонта как мироокружности, соединяющей землю и небо. Это единство земли и неба дано не только в качестве статической линии горизонта, но и в виде динамической траектории восхода и захода солнца. При этом восход солнца осмыслялся в древних культурах как его рождение из чрева земли, а закат – как его временная смерть.

Инверсия креста из символа горизонтальной связи сторон света (север, юг, восток, запад) в символ вертикальной связи божеств и смертных (высота, широта, глубина) связана с переосмыслением природы божества и вытеснением хтонических культов в маргинальную область человеческой жизни. Пересечение высоты и широты вводит новую пространственную разрядку мироздания, что меняет и значение креста. Крест становится символом связи дольнего и горнего миров. В православной традиции он дополняется еще одним пересечением, символизирующим, по мнению некоторых исследователей, идею четырехмерного пространства, в котором, помимо длины, ширины и высоты, появляется еще и глубина (шестиконечный крест).

Каким бы сложным и ажурным, косым или прямым не был знак креста, в его основе лежит простой смысл симметричного схождения-расхождения «на все четыре стороны». В. Н. Топоров в своем анализе символики креста сделал акцент именно на расхождении линий от сакрального центра во внешнее пространство: «Крест подчеркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне)». Такое «прочтение» символа является верным, но односторонним, так как несет следы платонико-христианского учения об эманации, гораздо более позднего, чем сам крест. С учетом описанной выше парадоксальной семантики и смысловой инверсии знака, следует сказать, что крест символизирует бинарную структуру схождения–расхождения. Он парадоксальным образом соединяет (скрещивает) в себе оба смысла: и собирание видимого пространства к центру, и его рассеяние вовне. Он несет в себе как образ взаимного притяжения элементов мира (земли, неба, богов и смертных), так и образ их отталкивания (распятия). В этом смысле крест символизирует как примирение, так и раздор.

Мотив примирения отчетливо представлен в хайдеггеровской модели мировой четверицы. Согласно этой модели, сущность вещей не пребывает в онтологической изоляции, а сбывается в зеркальной игре мира, создаваемой крестообразным скрещением (vierung) четырех элементов: земли, неба, божеств и смертных. Хайдеггер говорит: «Единство четверицы есть скрещение». При этом само скрещение он понимает как взаимопроникновение и взаимопринадлежность (в смысле вверения себя друг другу) членов бинарных оппозиций: земля-небо, божества-смертные. Эти элементы стягиваются, словно обручем, в перекрещенный круг (хоровод), являющийся образом мира. «В окружении зеркально-играющего круга четверо льнут к своему единому и все же у каждого собственному существу. Так льнущие, ладят они, ладно миря, мир».

Любопытно, что Хайдеггер, не занимавшийся исследованием древней символики, сумел удивительно точно ее воспроизвести путем одного феноменологического анализа.

Мотив раздора и разбегания в разные стороны представлен в идее крестообразного распятия. Представление о перекрестке как месте противоречия и вражды характерно для многих народов. У Н. А. Афанасьева в описании эльфийских игрищ есть такое замечание: «Различные партии эльфов враждуют и сражаются между собой в ночное время на перекрестках, и только дневной рассвет прекращает их борьбу; битвы эти часто вызываются спором, какой стороне должна принадлежать душа усопшего – эльфам его отца или эльфам его матери и на каком церковном дворе должно быть совершено погребение?» То обстоятельство, что в христианской традиции на распутье и вдоль дорог хоронили самоубийц, некрещеных младенцев, а также трупы бродяг, свидетельствует о том, что перекресток символизировал собой топологию отступничества, преступления, греха и последующего отлучения от общества (церкви). По этой причине в русском языке от слова «распутье» образовано слово, означающие отклонение от «правильного» пути, – «распутство». В одной русской сказке повествуется о том, как отец, отпустивший сына в странствие и потерявший его, «со великого горя зачал шибко, без просыпу пьянствовать; так с перепою и помер; поп его и хоронить не стал, а закопали его грешное тело на распутье». Обсценная семантика присутствует в стихотворении А. Блока из цикла «Распутья. Стихи 1902–1904 г.», рисующего образ арлекина, непристойно кривляющегося на перекрестке:

«Я был весь в пестрых лоскутьях,

Белый, красный, в безобразной маске

Хохотал и кривлялся на распутъях,

И рассказывал шуточные сказки».

В образе креста-распятия как орудия наказания и искупления греха присутствует пересечение и инверсия путей преступления и наказания. Не случайно, что кресты и перекрестки занимают центральное место в символике Ф. Достоевского, особенно в его «Преступлении и наказании». По совету Сони, Раскольников, совершая инверсию преступного пути, выходит каяться на перекресток. Как отмечает И. Гарсия-Сала, «в этом выборе важен тот факт, что форма распутья напоминает крест. На этом кресте, нося крестик убитой Лизаветы Ивановны, Раскольников должен кричать, что он убийца».

Подведем некоторые итоги.

Парадоксальная семантика перекрестка и его идеограммы – креста (который можно было бы назвать еще и «эйдосом» перекрестка) указывает на то, что в них мы имеем дело с символизацией мучительной дилеммы и опасной инверсии путей. Первобытный мистический страх перед демонами перекрестка, как и героический выбор судьбы на распутье в разной мере отражают отношение традиционного общества к поворотным точкам в истории и судьбе. Перекрестки пугают, так как несут в себе возможность нового, а новое представляет угрозу оседлому миру. Вместе с тем они манят и притягивают к себе именно этой возможностью обновления. На перекрестке скрещиваются авантюризм странствующего блуждания и праведность покаянного возвращения домой. Следуя закону инверсии, перекресток разворачивает пространство вовне, всякий раз стягивая его к центру. Он отталкивает нас и притягивает снова, заставляя возвращаться к месту, где завязываются новые сюжеты поворота судьбы.

Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология. » – 2010. – № 1(7) стр.123-130

© Ю. А. Разинов

+1

4

Что несет в себе символизм Кельтского креста:

+1

5

Порог - как и ворота в целом, олицетворяет проход от внешнего (профанного) к внутреннему (сакральному) пространству, вхождение в новый мир. Связан с определёнными ритуалами и требует особого внимания.

http://www.skitalets.ru/books/vodopady_berezin/pic075_0.jpg

Большое символическое значение приобретает это понятие в вошедших в обиход речевых оборотах ("на пороге зрелости", "на пороге сознания" и др.), очевидно в связи с упоминавшейся верой в наличие "хранителей порога", а также с архаическими ритуалами "перехода".

Тонуть в воде; войти в темный лес, в дверь в стене — пороговые символы входа в опасную неизвестность.

Поток связан с "пороговой" символикой, обозначающей межевую черту между двумя государствами или двумя формами реальности, как, например, сознательное и бессознательное или сон и пробуждение.

Как граничный символ означает место встречи естественного и сверхъестественного, что ритуально определяется в церемонии "разрушения границ", заново определяющий пространственную структуру космоса, так же, как новогодние церемонии заново определяют структуру времени.

Во многих культурах принято считать, что в нем обитает его покровитель, "хранитель порога", которого нельзя обижать. Невесту, перед тем как она впервые войдет в дом, где будут жить молодожены, переносят через порог, очевидно для того, чтобы обмануть "хранителя", внушить ему, что она здесь жила и раньше. "Хранитель порога" имеет силу останавливать непрошеных пришельцев, как, например, демонов или ведьм.

Весталки, богини девственности, —пороговые богини, например, Лары. Стражи порога, которых должно преодолеть тем, кто идет в священное место — это драконы, змеи, чудовища, собаки, люди-скорпионы, львы и т.п. В физической и духовной реальности стражи препятствуют идущему зайти слишком далеко, идти слишком быстро, встретить или увидеть больше, чем он способен вынести в оккультном или эзотерическом знании.

Почитавшийся филистимлянами бог плодородия Дагон имел в Ашдоде храм, на порог которого нельзя было наступать и через который нужно было переступать (1 Цар 5:5, ср. Соф 1:9 — предупреждение о том, что нельзя перепрыгивать через порог по языческому обычаю).

Вход и выход следовало явным образом предвещать, чтобы они не были неожиданностью для сверхъестественных сил. Израильский священник должен был носить пришитые к краю одежды золотые колокольчики, "дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть" (Исх 28: 34-35).

Фигуры богов-хранителей или сверхъестественных животных часто устанавливались у порога святилищ.

В Японии для него посыпают порог солью, чтобы он отгонял духов умерших.

В Европе на пороге (но чаще на перекладинах или на двери) вырезали пентаграмму. Фауст нарисовал пентаграмму для того, чтобы Мефистофель не смог переступить порог его дома.

Св. Клара Ассизская, согласно легенде, поставив дароносицу с гостией на порог своего монастыря, обратила в бегство язычников, окруживших монастырь.

У славян эта часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством. В повседневной жизни с Порогом, как с пограничным и потому опасным местом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на Порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через Порог, особенно детей. По украинским приметам, нельзя есть на Пороге, иначе люди будут сплетничать; нельзя переливать через Порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота; запрещалось мести хату от Порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты; нельзя выметать мусор через Порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты. Если рубить что-нибудь на Пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у Порога. Нахождение на Пороге связывалось со смертью,  в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу». Порог, как границу дома защищали с помощью оберегов. На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши. Гуцулы закапывали под Порог в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги. Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу. Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на Порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на Пороге дома топор. В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на Пороге. В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через Порог, чтобы он стал «хранителем дома». С Порогом были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов. На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться Порога, почему ее подчас и вносили на руках. Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на Порог или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» На Украине молодая наступала на Порог, утверждая этим свои права в новом доме. До XIX в. на Украине сохранялся обычай закапывать под Порог умерших некрещеными младенцев; это соответствовало осмыслению Порога, как места, где обитают души умерших, и как границы между миром живых и миром мертвых. В Полтавской губ. мертворожденных детей закапывали под Порог, веря, что священник окрестит его, когда переступит через П. с крестом в руках. При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по П., что символизировало прощание умершего с жилищем. Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне). Впрочем, в некоторых местах, наоборот, не разрешалось задевать гробом за Порог и дверные проемы. В Заонежье верили, что если такое случится, то душа покойного останется в доме и ее нелегко будет выжить. При трудных родах роженицу трижды переводили через Порог избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы. В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на Порог и говорили: «Как Порог лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый». В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль Порога, со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок... Все уроки и призеры, останьтесь на Пороге, а с собой возьму здоровье». В семейных обрядах и особенно в народной медицине с Порогом связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания. У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на Пороге, съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха. В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через Порог, причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе. В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на Пороге или стоя, поставив ноги по обе стороны Порога. Порог был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов. У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на Порог, а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». - - «Секи горазже, чтоб век не было». В Вятской губ. мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на Пороге; знахарка меряла на Пороге ребенка, а потом рубила на Пороге его «рев, переполох». В Архангельской обл. на Пороге лечили от испуга: больного ставили на Порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в Порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародеинице глаза и колола ее тело. Гуцулы под Рождество обходили скот с хлебом, медом и ладаном, замыкали хлев и тогда вбивали в П. топор, чтобы замкнуть волку пасть. Словаки вбивали топор в П. во время грозы в качестве оберега. Сидение и стояние на Пороге как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер. На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на Пороге бани; выходя из бани, девушка левой ногой наступала на Порог, а правой на землю и произносила слова заговора-присушки; чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за Порог, снимали с шеи крест и клали его под пяту. В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Пороге и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг. В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на Пороге, иногда раздетая донага.

Лит.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 135-140.А.Л. Топорков

Взято отсюда >>>

+2

6

Оберег на порог

Порог - не только части двери вашу квартиру, но еще и некий вид энергетики, которая отделяет вас от окружающего мира. Он защищает от худого глаза и зависти, от порчи, если принять соответствующие меры. Есть приметы, связанные с порогом дома: на пороге не стоят, не разговаривают. Вы либо выходите сами за порог, либо впускаеете гостя в квартиру. В любом случае, на пороге не стойте. Иначе застоите идущее в дом благополучие. Через порог не передают никаких предметов. Над порогом всегда должны иметься обереги. В старину втыкали различные острые предметы. Или повесьте красный жгучий перчик. Можно из этих предметов сделать красивую "мозаику" для убранства квартиры, чтобы никто не спрашивал, "а зачем это у вас над дверью какие-то колючки?" Над дверью вешают молодую свежую ветку осины, где она и высыхает, корень полыни, или обычный черный тополь, имеющий такие же обереговые свойства как и осина.

Не так-то просто зайти в квартиру, поэтому чёрные дела вершатся у порога. Чтобы этого не допустить, прочитайте заговор на входную дверь, на порог.

Катись катаньем доля худая,
Разлучница-кумушница,
Катись — не тянись, у порога не крутись,
За крыльцо не цепляйся,
на воротах не виси!
Песнь лешова, воронья подмога.
Катись от порога!
Аминь.

Источник >>>

+2

7

МАГИЯ ПЕРЕКРЕСТКА

Некоторые "оккультные" тонкости:

На полнолуние и новолуние сила перекрестков усиливается.

1) Первый - ближайший перекресток к вашему дому - предполагает «относ» соответствующих предметов (денег) для решения в основном семейно-бытовых отношений (в течение светового дня).

2) Второй - для ритуалов романтической направленности (привороты, отвороты) - в период с захода солнца до начала новых суток.

3) Третий - поможет позитивно разрешить финансовую (коммерческую) сторону этого вопроса (в первой половине дня).

4) Четвертые - окажет содействие в возвращении должником денег (любого долга) - в начале новых суток.

5) Пятый - предназначен, чтобы наказать своего обидчика (врага, недоброжелателя) - в любое время суток.

6) Шестой - привлечь на свою сторону удачу (непосредственно на восходе солнца и весь этот период).

На сегодняшний день собралось много информации, как вызвать Духа. Но лишь немного сведений о том, как вызвать Демона перекрестка. С помощью особого Ритуала чёрные Маги получают ответы у Демона перекрёстка на три вопроса. Он всегда говорит вызвавшему его Магу правду и не ошибается. Если Вы никогда не сталкивались с этим, то могу сказать: Ритуал не для слабонервных и проводится в полночь на кладбище. От страха можно забыть, собственно, зачем его вызывали вообще.) Всё о перекрёстках. Ну, или почти всё...

Перекрестки отличаются количеством дорог:

Т-образные перекрестки практически не пригодны к работе. Можно их игнорировать – это по сути даже не перекрестки.
Перекресток, где из одной точки как-бы три дороги в разные стороны идут, примерно под одинаковым углом, в основном используют для колдовства.

Стандартный перекресток - это пересечение 2 дорог – подходит практически для любых обрядов.

Существуют перекресток 3 дорог, который имеют большую силу.
Есть так называемый, «Чёртов перекрёсток».

«Чёртов перекрёсток» это перекрёсток трёх грунтовых дорог, то есть перекрёсток Ж-образной формы. На таком перекрёстке чёрный ритуал проводится.

Есть еще 5 и 7-ми дорожные перекрестки, они очень сильные, но найти их не так то просто.

Геката правит Y-образными перекрёстками.

Есть обряды, в которых указывается именно пеший перекресток. Но в большей степени это обычные перекрестки дорог.

Приметы и поверья о перекрёстках.

Перекрестки издавна имеют нехорошую славу. С этой особенностью перекрестков связано очень много примет. А все из-за того, что на перекрестках от болезней и от неприятностей избавляются. На перекресток идут для того, чтобы погадать, наказать врага или пообщаться с нечистой силой. Большинство людей считает такое отношение к перекресткам простым суеверием. Они считают, что если не будешь трястись над подобными страхами, то ничего и не случится. А те люди, которые обладают повышенной чувствительностью, утверждают что, переходя через перекресток, ощущают присутствие некоей силы, которая требует к себе уважения.

Ничего не подбирай на перекрестке – найдешь неприятности. Эта примета считается основополагающей. Можно сказать, что это даже не примета, а правило, которое необходимо строго соблюдать. В магии существует очень много обрядов и ритуалов, когда на перекрестке оставляют всякие вещи, деньги и даже драгоценности для того, чтобы избавиться от проблем и болезней, от нищеты и неудач. И чем дороже вещичку вы подберете на перекрестке, тем большие неприятности накличете на свою голову. Все от чего освобождался кто-то другой, вы примете на себя, только еще и в большем объеме. Поэтому, что бы вы не увидели на пересечении двух дорог, никогда не поднимайте, даже если очень будете нуждаться в этом, иначе…

Не ешь на перекрестке – беса проглотишь. Перекресток – это очень энергетически мощная зона. И энергетика эта далеко не положительная. Перекресток часто используют в черной магии. А каждому человеку, который хотя бы немного знаком с особенностями эзотерической науки известно, что когда мы едим, то поглощаем не только физическую пищу, но и ее энергетику. То есть, во время приема пищи питается и наше физическое тело, и астральное. Вот к астральному телу нашей пищи и могут привязаться низшие сущности, которые потом будут жить в вас и портить вам жизнь. Избавиться от таких подселенцев крайне сложно, поэтому, лучше не доводить до таких проблем. Ешьте там, где для этого существуют необходимые условия.

Не считайте деньги на перекрестке – водиться не будут. Очень часто человек, который торопится на автобус, троллейбус или другой транспорт, старается на ходу приготовить деньги на проезд. Он даже не обращает внимания на то, что переходит в данный момент через перекресток. Особенно если перекресток не оживленный и опасность столкнуться с транспортом минимальна. Так делать нельзя! Во-первых, это все равно опасно. Ведь машина может выскочить на вас словно из-под земли, а вы не будете готовы из-за своей невнимательности. А во-вторых, денежная энергия не любит перекрестков. Перекрестки имеют особенность затягивать их энергию в себя. А все потому, что очень часто на перекрестке бросают именно деньги для того, чтобы откупиться от чего-либо. Поэтому, не стоит на перекрестке открывать кошелек, доставать деньги и пересчитывать их – перекресток может съесть денежную энергетику вашего кошелька, и рано или поздно вы останетесь у разбитого корыта.

Не зевай на перекрестке – с чертом жить будешь. Многие ошибочно связывают эту примету со своей драгоценной половиной. Они думают, что их муж или жена будут вести себя буйно и неадекватно. Однако – это не правильно. Примета эта верна для того, кто имел неосторожность зевать на перекрестке. Объяснение, по сути, такое же, как и в примете о еде на перекрестке. Только процесс подселения несколько иной. Даже ученые доказали, что во время зевоты, так же как и во время чихания, человек испытывает микро обморок, или что-то вроде легкого транса. Открывая в таком состоянии рот, вы открываете доступ нечистой силе в свое тело. Поэтому, вполне возможно, что вы можете уйти с перекрестка уже с соседом в своем теле. Постарайтесь потерпеть пока не перейдете перекресток. Перекреститесь и зевайте сколько хотите. Только помните, что рот все равно нужно прикрывать рукой – это и правило приличия, и защита от «непрошенных гостей».

На трех перекрестках загадать желание – сбудется. Пожалуй, это единственная положительная примета, которая связана с перекрестками. Кто-то скажет, что это суеверие. Что ж, пусть он так и думает дальше. Но только уже проверено многими поколениями, что если проходишь через три перекрестка подряд и на каждом загадываешь одно и то же желание, то оно обязательно сбудется. Только желательно это делать постоянно. Во-первых, мощная энергетика перекрестков дает силу вашему желанию. А во-вторых, загадывая постоянно одно и то же желание, вы программируете свое подсознание на реализацию этого желания. А ведь каждый из нас знает, что если очень сильно чего-то хочешь и постоянно об этом думаешь, то рано или поздно мечта обязательно осуществится. Как видите, никакого суеверия, только реалии жизни.

Не ходи через центр перекрестка – жизнь изменится к худшему. Перекресток – это уникальное место. В центре перекрестка сходятся силы четырех сторон света. Если встать в центре перекрестка, зная при этом определенные слова, то можно привлечь к себе счастье, удачу и благополучие со всех сторон. А вот если встать на том же месте, когда не знаешь что говорить, то можно наоборот распустить свое счастье, удачу и благополучие на все четыре стороны. И с чем останешься? Когда незнающий человек просто переходит через центр перекрестка, он сразу все не потеряет. Но, поступая так регулярно, он по крупицам теряет все выше перечисленное. Поэтому, не стоит испытывать судьбу – переходите перекресток так, как положено. К тому же, если неправильно переходить автомобильный перекресток – это может быть еще и опасно.

Хочешь избавиться от болезни – иди на перекресток. Еще в древности, когда на Руси существовало язычество, а о христианстве никто даже и не слышал, существовала эта примета. Волхвы учили, как избавиться от болезни тех людей, которые тяжело болели. Больному человеку нужно было пойти на перекресток и, пересекая его центр, громко выкрикнуть название болезни, от которой он хочет избавиться. Так необходимо было поступать весь лунный месяц, от новолуния до следующего новолуния. Если человек все это делал с верой, то болезнь уходила. Возможно, именно от этой языческой приметы и пошла примета о загадывании желания на перекрестке, только теперь она адаптирована под современного человека. Может быть, эта примета и сегодня кому-то поможет избавиться от тяжелой болезни, если он, конечно, будет все это делать с верой.

Плюнешь на перекрестке – жизнь выплюнешь. Все, что человек оставляет после себя – плевок, отпечаток ноги – это он оставляет часть своей энергии. Мы уже говорили, что перекресток обладает не положительной энергетикой. Другое дело, что эту энергетику при правильном подходе можно обратить себе на пользу. А плюнуть на перекрестке, значит, оставить прямую связь со своим телом и подсознанием. Обитатели перекрестка непременно обидятся на такое отношение. А ваш плевок позволит им воздействовать на вас даже на расстоянии, и когда вы уже об этом забудете. Рано или поздно они смогут довести вас до такого состояния, что вы потеряете свою жизнь. Возможно, даже на том перекрестке, на котором когда-то плюнули.

Как видите, о перекрестках очень много примет. И это далеко не все приметы, которые существуют. Просто многие из них схожи между собой, поэтому человек, который умеет рассуждать, сможет сам сделать для себя выводы – что можно делать на перекрестках, а чего делать не следует. Верите вы в это или не верите – это зависит только от вас. Только не забывайте, что в мире существуют вещи, противостоять которым из-за своего невежества мы не можем. И если вы потом будете удивляться, куда же делось все ваше везение и благополучие, то вспомните, как вы вели себя на перекрестках, и все сразу встанет на свои места. Магия перекрестков редко действует мгновенно, особенно если вы не переходили те перекрестки, на которых проводились ритуалы. Но методично, день ото дня, вы будете приближаться к краху, если не будете уважать правила «окна в параллельный мир». А перекресток – это и есть окно, которое связывает разные миры между собой.

Иисточник >>>

+4

8

Кресту часто приписывают христианское происхождение, однако это совсем не так. На самом деле крест – древнейший сакральный символ, присутствующий абсолютно во всех языческих верованиях и религиях. Индия, Китай, Египет, Греция – всюду можно встретить кресты и крестообразные элементы. Видов и форм может быть огромное количество: это и гамма-крест, и греческий, и латинский, и боттани, и кельтский, и кросслет и многие другие.

У древних русичей крест часто выступал как символ Солнца и означал, прежде всего, свет, силу и жизнь во всех ее проявлениях. Лишнее тому подтверждение – анализ слова «крест», где явно прослеживается связь с древнеславянским глаголом «кресать» - высекать искры, огонь. Поскольку наши предки активно поклонялись солнцу и следовательно огню, нет ничего удивительно в названии одного из главных культовых символов. Слово «крещение» тоже происходит от глагола «кресать» - вероятно, стоит придавать значение этому действу как освящение огнем..На Руси до принятия Христианства практически каждый человек носил амулет с крестиком. Только он имел несколько иной вид, чем современный христианский символ. В большинстве случаев, крест был заключен в круг, который олицетворял окружающее пространство, а четыре линии креста означали четыре стороны света: север, юг, восток и запад. Кроем того, четыре позиции крестовых линий означали положение солнца на небе и символизировали четыре времени года: осень, зиму, весну и лето.

Также был распространен Перунов крест, который представлял собой две пересекающие друг друга лини, которые раздваиваются на два заостренных конца. Женщины носили косой крест, очертаниями похожий на букву Х. Такой крест олицетворял земное женское начало (а прямой крест – мужское небесное начало) и охранял от бесплодия.Четырехлучевой коловрат или Перуново колесо тоже является разновидностью креста. Отличие только в загнутых концах, которые означают беспрерывное движение солнца, солнцеворот.

Крест, как символ, можно истолковать и по-другому. Если предположить, что вертикальная линия означает ось жизни и всего сущего, тогда горизонтальная полоса станет выступать как обозначение нашего мира, пронзенного этой осью. Трактовка креста по временному признаку тоже очень интересна: правая горизонтальная линия означает прошлое, левая – будущее, а пересекающая вертикальная черта олицетворяет пространство. В этой трактовке заключен древний глубинный смысл – когда
соприкасается Время и Пространство, рождается само Бытие, настоящее.

Источник >>>

+1


Вы здесь » Магия Безвременья » Подготовка и проведение ритуала » Перекрестки и пороги