Магия Безвременья

Объявление


Добро пожаловать и благословенны будьте!



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия Безвременья » Боги и Богини » Ацтеки и Майя - Боги и Богини.


Ацтеки и Майя - Боги и Богини.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Ах Пуч.

http://uploads.ru/t/8/L/3/8L3ax.jpg

В мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) - бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

У майя имелось большое количество богов смерти, их имена варьируются в зависимости от племен, у которых они засвидетельствованы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух(у киче) и др. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны.

Даже в настоящее время многие коренные жители Центральной Америки верят, что сова кричит, предсказывая неизбежную смерть, согласно пословице в испанском языке: cuando эль-tecolote canta ... эль-indio muere (когда большая сова поет, индеец умирает).

Кавиль.

http://uploads.ru/t/h/J/p/hJp7i.jpg

Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут - топор-кельт. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя.

К примеру, имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Предметы, связанные с Кавилем - курильница, зеркало. В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока.

Камаштли.

http://uploads.ru/t/E/i/7/Ei7e1.jpg

Камаштли (Camaxtli), в мифологии ацтеков, бог звёзд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы. Творец огня, он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод. Один из четырех богов, создавших мир. Отец Кетцалькоатля.

Первоначально у чичимеков Камаштли был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля. Иногда в мифах он является синонимом Мишкоатля.

Кецалькоатль.

http://uploads.ru/t/k/Z/Y/kZYn2.jpg

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - “змея, покpытая зелёными пеpьями” или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат.

Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 - 5 векам до нашей эры. В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 - 6 веках нашей эры кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными - тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана.

Кецалькоатль изобpажался в виде боpодатого человека в маске, с огpомными гyбами, или в виде змеи, покpытой пеpьями. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. К ацтекам почитание Кецалькоатля пpишло от хyастеков, поэтомy в pyкописях ацтеков он часто изобpажался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкypы ягyаpа, такая же набедpенная повязка, нагpyдная пластина в виде большой pаковины, плюмаж из пеpьев кецаля. Кетцалькоатль – очень древний бог, известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев.

Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать, экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет в честь великого Кетцалькоатля. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl), или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении.

Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера, и при этом описывают его разрушительную силу. В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда, или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной, или Ночной, Формы. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем.

Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль(Xochiquetzal). Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала, и принесла его богам. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его, и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом». Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Кетцалькоатль часто изображался держащим шип, используемый для пускания крови. Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).

Кукулькан.

http://uploads.ru/t/L/0/u/L0uRx.jpghttp://uploads.ru/t/m/t/a/mtazE.jpg

Кукулькан (Gukumatz) - "крылатый змей", в мифологии майя - одно из главных божеств. Кукулькан - бог четырех Святых Даров - огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух - Орел, Земля - Кукуруза, Огонь - Ящерица, Вода - Рыба. В рукописях и скульптуре майя, Кукулькан представлен по крайней мере шестью символическими образами. В основном это образ змея. Он также изображался в виде орла, ягуара, крови, раковины улитки, и наконец как флейта, сделанная из костей.

Кукулькан представляет хорошие и злые силы, подобного парадигме -яна восточных религий. Ко времени испанского завоевания (XVI век) в нём слились легенды об историческом лице - предводителе тольтеков (вторгшихся в X столетии на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кукулькана (Кецалькоатля), и тольтекские представления об этом божестве, а также более древние верования майя в связанных с культом дождя облачных змеев.

В результате синкретических процессов Кукулькан у поздних майя почитался в качестве бога ветра, подателя дождей, бога планеты Венера, основателя нескольких царских династий и крупных городов. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Согласно некоторым мифам майя, мир создан парой богов - Кукульканом и Хуроканом. Хурокан - бог природного начала и всех буйных природных сил. Он - "сердце гор" - бог земных недр, пещер, землетрясений, вулканов; бог огня, но, вместе с тем, холода, севера, льда; он бог тьмы, ночного звездного неба; он - бог доблести, чтобы испытать мужество молодых воинов он вызывал их ночью на бой в облике ягуара.

Кукулькан считался доброжелательным божеством. Он обучил людей земледелию, рыболовству, различным наукам, дал им календарь, письменность, изобрел церемонии и кодекс законов. В истории майя культ Кукулькана трансформировался в своего рода культ благородства, ему приносились в жертву индейцы, выбранные только из класса знатных, и все это было обставлено с высочайшей степенью торжественности. Такое обилие функций, ролей и значений образа Кукулькана можно объяснить древностью культа его почитания.

+1

2

Мецтли.

http://uploads.ru/t/a/R/o/aRoi7.jpghttp://uploads.ru/t/L/b/N/LbNqP.jpg

Мецтли (Metztli), в мифологии ацтеков, бог Луны. Согласно мифу, первое время после появления на небе Луна светила так же ярко, как Солнце, пока один из раздражённых этим богов не бросил в неё кроликом.

С тех пор Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или глиняного сосуда с водой, на котором находится кролик. При изготовлении керамической посуды ацтеки, как и большинство других народов Мезоамерики, не пользовались гончарным кругом. Свои сосуды они украшали аллегорическими рисунками божеств, зверей, птиц, рыб и растений.

Миктлантекутли.

http://uploads.ru/t/z/5/F/z5FGp.jpg

Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) - владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные спутники - летучая мышь, паук и сова. Его жена - Миктлансиуатль.

Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в девятую преисподнюю к Миктлантекули за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кетцалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца.

Торопясь, Кетцалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кетцалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту.

Мишкоатль.

http://uploads.ru/t/R/H/E/RHE8V.jpg

Мишкоатль (Mixcoatl) - "облачный змей", (IxTak Mixcoatl) - "белый облачный змей". В мифологии индейцев Центральной Америки, в частности, у чичимеков Мишкоатль первоначально был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа.

Иногда в мифах он является ипостасью Камаштли, так как именно Мишкоатль разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод, который раскрутил вокруг оси как сверло. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках. Мишкоатль ещё известен тем, что убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку").

Синтеотль.

http://uploads.ru/t/u/q/c/uqcFU.jpg

Синтеотль(Centeotl) - «божество кукурузы». В мифологии ацтеков - молодой бог кукурузы. Является сыном Тласольтеотль и, иногда, упоминается в качестве мужа Шочикецаль. Обычно изображался в виде юноши с наполненной кукурузными початками сумкой за спиной и палкой-копалкой или початками в руках.

В некоторых мифах Синтеотль выступает в женском облике. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами; ацтеки заимствовали его культ у хуастеков. Он считался покровителем земледельцев.

Основу существования ацтеков составляло продуктивное поливное земледелие на чинампах, полосах земли длиной до пятидесяти метров и шириной до десяти метров, вдающихся в воду канала. Они укладывались слоем травы, тростника и ила; при необходимости осуществлялся полив. Чинампа долго сохраняла плодородие, на ней можно было получать урожай несколько раз в год. Главной возделываемой культурой была кукуруза, выращивали также много видов фасоли, перцы, а также хлопок.

Тескатлипока.

http://uploads.ru/t/D/e/Q/DeQzY.jpg

Тескатлипока (Tezcatlipoca) - в мифологии ацтеков и майя один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира. Бог ночи и всего материального в мире, бог северной стороны света.

Тескатлипока носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) - "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов, и поэтому его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl - зеркало, Ipoka - дымящееся). Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. А в правой руке он держит четыре стрелы, символизирующие наказание, которое он может наслать на грешников людей. Как владыка мира и естественных сил являлся оппонентом духовного Кецалькоатля и иногда выступал в роли искусителя людей. Наказывая зло и поощряя добро, он испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение греха.

Также Тескатлипока был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Однажды он соблазнил богиню цветов Шочикецаль, жену бога Шочипилли, так как она была очень красивой, под стать ему самому. Ещё довольно часто его воспринимали как колдуна, изменяющего образы и бога мистических сил. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) - "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) - "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) - "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) - "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) - "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) - "Ночной Ветер".

+1

3

Тлалок.

http://uploads.ru/t/V/l/k/Vlkdt.jpghttp://uploads.ru/t/f/l/p/flpPZ.jpg

Тлалок (Tlaloc) - "заставляющий расти", в мифологии народов Мезоамерики, бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя - Чак, у тотонаков - Тахин, у миштеков - Цави, у сапотеков - Косихо-Питао. Его культ получил распространение со второго века до нашей эры, потеснив более древний культ Кетцалькоатля. Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове Тлалока - зубчатая корона, тело - чёрного цвета, в руках - змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой.

По представлениям ацтеков, Тлалок - по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живёт на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (поэтому Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и озёра. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи.

Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Поэтому в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Тлалока была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ; и по некоторым мифам он считается отцом бога луны Теккистекатля. Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. На горе Тлалок, близ Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох.

Тонатиу.

http://uploads.ru/t/f/T/l/fTlGE.jpg

Тонатиу (Tonatiuh) - "солнце", Куаутемок - "нисходящий орёл", Пильцинтекутли - "юный владыка", Тотек - "наш вождь", Шипилли - "бирюзовый царевич". В мифологии ацтеков - бог неба и солнца, покровитель воинов. Тех, кто умирал на службе, впереди ждала вечная жизнь. Он управляет пятой, нынешней мировой эпохой. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной.

Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть, поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами, принесённых в жертву воинов, павших в боях. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых солнцем были различные боги. В текущей, пятой эре, им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин ("Четыре движения").

О происхождении солнца у ацтеков имелось несколько мифов, наиболее распространённым был следующий. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем, Текистекатль - луной - богом Мецтли. Тонатиу - покровитель союза "воинов-орлов", его символ - орёл. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе.

Уицилопочтли.

http://uploads.ru/t/W/a/n/WanJU.jpghttp://uploads.ru/t/b/A/d/bAdiu.jpg

Уицилопочтли (Huitzilopochtli) - “колибри юга”, “колибри левой стороны”. Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Уитцилопочтли обещал ацтекам, что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом. Это произошло при вожде Теноче. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник). Он становится богом голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, специальным покровителем, народившейся ацтекской знати.

В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Во время устраивавшихся два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное изображение Уитцилопочтли из хлебного теста с мёдом; это изображение после религиозных обрядов разламывалось на куски и съедалось всеми участниками праздника. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков - бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы. Он ежедневно сражается с силами ночи и тьмы, не позволяя им проглотить солнце; отсюда его связь с культовыми объединениями “воинов-орлов”.

Уитцилопочтли изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму клюва колибри, сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью белыми пуховыми шариками в форме креста и торчащими из него четырьмя стрелами, и луком или копьеметалкой и дротиками. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Ещё его изображали в виде колибри, либо с перьями колибри на голове и на левой ноге, и с чёрным лицом, держа в руках змею и зеркало. Он - сын Коатликуэ. По легенде, он отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она стала луной.

Уитцилопочтли - одно из более почитаемых ацтеками божеств; ему приносились кровавые человеческие жертвы; в честь Уитцилопочтли сооружён храм в Теночтитлане. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) “Голубое небо”. Дуран повествует о том, что в храме стояла деревянная статуя сидящего Уицилопочтли на голубой скамейке. По углам скамейку подпирали змеи. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему.

В Тескоко, также как и в Теночтитлане, на вершине главного храма были два святилища - посвящённые Тлалоку и Уицилопочтли. Статуя в святилище изображала юношу покрытого плащом из перьев с ожерельем из жадеита и бирюзы, и с многочисленными золотыми колокольчиками. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. На его плече была выдолблена голова колибри. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. В руках он держал копьеметалку с дротиками и щит, украшенный перьями и покрытый золотыми полосками.

Чак.

http://uploads.ru/t/A/L/3/AL3uP.jpghttp://uploads.ru/t/r/O/y/rOytR.jpg

Чак, Чаак («топор») - важное божество в пантеоне богов цивилизации майя доколумбовой эпохи. В мифологии майя – бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса (вырубки под поля), позднее стал богом дождя и воды, а также божеством агрокультуры.

Наиболее характерными чертами в изображении этого бога являются: длинный нос, топоры-кельты из змей, выбегающие из уголков рта змеи, тело как правило, голубого цвета. Обычные атрибуты Чака – топор, пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев) или сосуды с водой. Чак почитался как в единственном, так и во множественном числе. Четыре ипостаси Чака связаны со сторонами света и цветовой символикой: красный Чак востока (Chac Xib Chaac), белый Чак севера (Sac Xib Chaac), чёрный Чак запада(Ek Xib Chaac), жёлтый Чак юга (Kan Xib Chaac).

В дошедших до нас преданиях майя часто упоминаются Чаки, живущие в лесных чащобах, пещерах, сенотах.
Почитание традиций, связанных с культом Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя. На Юкатане и в наше время проводится церемония вызывания дождя под названием чачак. В мифологии ацтеков Чаку соответствует бог Тлалок.

Божество Чак не связано с скульптурными статуэтками или алтарями майя постклассического периода, известными как "Чак Мооль". Собственно, имя "Chac Mool" предложено архивариусом 19-ого столетия Огюстом Ле Плонгеоном, где "chac" относительно соответствует юкатанскому слову chak, означавшему "красный" или "большой".

Шипе Тотек.

http://uploads.ru/t/g/i/9/gi96C.jpg

Шипе Тотек (Xipe Totec) - “Наш владыка со снятой кожей”, “Наш вождь ободранный”, Тлатауки Тецкатлипока - “Красный Тецкатлипока”, Ицтапальтотек - “Наш вождь плоского камня”. В мифологии ацтеков - божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.

Шипе-Тотек был связан как с весенним обновлением природы, так и со сбором урожая и с опьяняющим напитком октли. Его символ смерть и перерождение природы. Для прироста и маиса, и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти). После того, как он сбрасывает с себя старую кожу, он появляется обновлённым, блестящим и золотистым богом. В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. У всех народов Центральной Америки существовал такой праздник с обрядом жертвоприношения Шипе-Тотеку, на котором жрецы, облачившись в кожу принесённого в жертву людей, торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных. Эти ритуалы символизируют перерождение земли.

Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Чаще всего он изображался в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине; от локтей свисают руки жертвы с растопыренными пальцами. На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове - коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках - фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. Сапотеки считали его покровителем своей нации. Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco).

Юм Кааш.

http://uploads.ru/t/w/k/2/wk2IV.jpg

Юм Кааш (Jum Kaash) — «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила. Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми, зачёсанными наверх волосами, подобными листьям маиса.

Культ Юм Кааша в классический период культуры майя был очень популярен. Довольно часто умерший правитель в загробном мире изображался в виде молодого бога маиса, что символизировало воскрешение и возрождение жизни. В постклассический период являлся богом жизни и плодородия. В мифологии ацтеков ему соответствует бог Сентеотль.

Под покровительством бога плодородия Юм Кааша земледельцы майя выращивали кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, стручковые перцы, некоторые корнеплоды (батат, маниоку и хикаму), растения для приправ, а также хлопок, табак и энекен. На прибрежных землях Тихого океана и Мексиканского залива майя выращивали какао. Земледельческими орудиями служили каменный топор для рубки деревьев и заостренный кол для посадки семян и выкапывания корнеплодов.

+1

4

Богини Ацтеков и Майя.

Иштаб.

http://uploads.ru/t/n/B/M/nBM16.jpg

Иштаб или Иш-Таб, Иштак (Ixtab), в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками. В традициях майя, самоубийство, особенно повешение, считали благородным способом смерти, сопоставимым человеческим жертвам жертвенного обряда и убитым воинам.

Иштаб изображалась как труп с веревкой вокруг шеи. По верованиям майя она сопровождала самоубийц в царство вечного покоя. Некоторые исследователи полагают, что эта вера в Иштаб среди народов Центральной Америки специально готовила людей к совершению самоубийства, чтобы в жизни избежать болезни или позора.

Ишчель.

http://uploads.ru/t/v/g/P/vgPd6.jpg

Ишчель или Иш-Чель (Ixchel) - "радуга" - в мифологии майя богиня Луны, лунного света и радуги, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны.

В доклассический период Ишчель изображается сидящей с кроликом на коленях в обрамлении абстрактного символа луны. В дальнейшем в ее изображении на голове присутствует клубок змей. В постклассический период истории майя Ишчель выступает в роли заклинательницы ураганов и наводнений.

К святилищам Ишчель в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления от болезней. В жертву ей приносили красивых девушек.

Коатликуэ.

http://uploads.ru/t/K/d/x/KdxCZ.jpg

Коатликуэ (Coatlicue) - "она в платье из змей", Коатлантонан - "наша змеиная мать". В мифологии индейцев Мезоамерики, богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Она - мать бога солнца Уитцилопочтли.

По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("четыреста южных звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре Коатликуэ почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать.

Но дитя в чреве Коатликуэ обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову. Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, так как земля пожирает всё живущее.

Койольшауки.

http://uploads.ru/t/G/B/x/GBxob.jpg

Койольшауки (Coyolxauhqui) - "золотые колокольчики", в мифологии ацтеков, богиня Луны. По легенде, Уицилопочтли отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она стала луной. Койольшауки контролирует четыреста божеств звёзд Уицнауна. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.

Ацтеки прославились, как в украшении деревянных или каменных скульптур, так и в архитектуре. Были искусными мастерами скульптуры. Сохранилась огромная статуя богини Коатликуэ, лишь отдаленно напоминающая человеческую фигуру. Наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов сохранились полные суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных.

Взято тут.

Отредактировано INFINITY (15th Apr 2012 08:46:10)

+1

5

Госпожа Радуга

Иш-Чель (Ix Chel) — в мифологии майя богиня плодородия, радуги, деторождения, медицины и ткачества, супруга верховного бога Ицамны. Иш-Чель считалась змеиной богиней древних майя. В ее власти лунные циклы, волшебство, рождение детей и творческие успехи женщин. Богиню часто изображали со священной флягой в руках, которую она держит так, чтобы вода жизни могла течь на землю. Согласно легенде, Иш-Чель была любовницей бога Солнца, за что чуть не поплатилась своим воплощением!

http://cs14101.vk.me/c618931/v618931674/1c356/fcbuoerJfoM.jpg

Иногда изображалась в виде старухи со змеями в волосах, с глазами и клыками ягуара. Иш-Чель (госпожа радуга) была объектом поклонения женщин. Также известна под именем Иш-Канлеом (паутина, которая ловит утреннюю росу).

В доклассический период Ишчель изображается сидящей с кроликом на коленях в обрамлении абстрактного символа луны. В дальнейшем в ее изображении на голове присутствует клубок змей. В постклассический период истории майя Ишчель выступает в роли заклинательницы ураганов и наводнений.

К святилищам Ишчель в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления от болезней. В жертву ей приносили красивых девушек.

Таубе доказал, что Иш-чель соответствует богине О из Дрезденского Кодекса.

Праздник богини Ишчель до сих пор отмечается в Южной Мексике. 8 декабря на улицах можно видеть торжественные процессии. Жрецы проводят ритуалы.

http://cs14101.vk.me/c618931/v618931674/1c364/NZgM_YkdOsM.jpg

Источник >>>

+1

6

У Ацтеков было три разных рая, куда попадали души после смерти.

Первым и самым низким из них был Тлалокан - страна воды и тумана, место изобилия, благословенности и покоя. Счастье, испытываемое там, было весьма похоже на земное. Мертвые пели песни, играли в чехарду и ловили бабочек. Деревья сгибались под тяжестью фруктов, на земле обильно росли маис, тыква, зеленый перец, помидоры, бобы и цветы.

Второй рай, Тлиллан-Тлапаллан был раем для посвященных, последователей Кецалькоатля - бога-короля, символизирующего воскресение. Этот рай характеризовался как страна бесплотности, предназначенная для научившихся жить вне своего физического тела и не привязанных к нему.

Высшим раем являлся Тонатиухикан или Дом Солнца. Судя по всему, здесь обитали лица, достигшие полного просветления. Привилегированные, избранные ежедневными спутниками Солнца, жили полной наслаждения жизнью.

https://pp.vk.me/c628021/v628021799/f03e/g1ip3XMm030.jpg

Источник >>>

+1

7

Четыре направления в мировоззрении индейцев майя.
http://notes-travelers.ru/images/interesnoe/224-bozhestvennyy-kalendar-ttsolkin.jpg

  Четыре направления лежат в основе большинства духовных традиций индейцев, причем не только Месоамерики, и есть различные варианты цветовых соответствий и значений, приписываемых каждому из направлений. Хотя существуют различия между классической и современными майянскими концепциями Четырех Сторон Света, этой символической системе свойственно внутреннее единство. Приводимые ниже сведения основываются как на старой, так и на новых концепциях.

http://www.indiansworld.org/Images/Books/Coe/pic0097.gif
Восток
Восток — это направление восхода солнца и весны. Это символ начала, энергии, которая рождает действие и мысль точно так же, как энергия, скрытая под зеленеющим покровом земли, дает рождение весенним цветам, а первые лучи восходящего солнца приводят к рождению нового дня. Восток — это космический лик Небесного Змея, и с восточной стороной света ассоциируется красный цвет. Когда шаман майя следует своему пути, он обращен лицом к Востоку; он вглядывается в свое будущее — как в духовном, так и в материальном смысле. Поэтому он связывает как свою судьбу, так и своих «физических» детей с Востоком.

  Запад
  Запад —это сторона заката солнца, владения осени. На Западе обретает конец все сущее; живые существа погибают подобно тому, как еженощно умирает солнце, заходя за западный горизонт, или мертвеют гонимые ветром осенние листья. Но то, что кажется концом, на самом деле является всего лишь этапом в бесконечном процессе. Души перевоплощаются на Небесах, как возрождается весной земля. Действие или мысль, рожденные на Востоке, опускаются ниже уровня символического западного горизонта и некоторое время пребывают в Преисподней, чтобы снова оттуда воскреснуть, получая новое рождение. Поэтому Запад — это место трансформации, подземный лик Небесного Змея. Поскольку лицо шамана майя, как правило, обращено к Востоку, Запад остается у него за спиной. Это место предков, тех, кто приходил на землю до него и стоит за ним, чтобы оказать ему поддержку.
С Западом ассоциируются два цвета; черный и синий. В ацтекской лирике метафора «красное и черное» выражает представление о полноте, завершенности. Она символизирует полярность Запада и Востока, и следовательно, процесс рождения, трансформации и перерождения. На кресте четырех сторон света полярность Восток — Запад формирует горизонтальную ось. Эквивалентом этой горизонтальной оси креста в Магическом Колесе племен североамериканских индейцев является Магический Путь, или «Добрая Красная Дорога». Это дорога, которая ведет нас от рождения к духовной трансформации, Дорога Жизни.

Север
Другая ось креста Четырех Направлений тянется с Севера на Юг. В классические времена Север считался эквивалентом «верха», места, где солнце пребывает в зените. Как и Запад, он ассоциировался с родовыми предками, покинувшими этот мир. Дорога в Преисподнюю — это дорога на север неба. Итак, Север символизирует мудрость, приобретаемую нами от предков. Ему соответствует белый цвет.
Когда шаман майя стоит лицом на Восток, Север находится от него слева. Как и в других мистических системах мира, у майя левая сторона тоже считается женской. Поэтому для современного шамана эта сторона света олицетворяет женщин, родственные отношения и брак.

  Юг
  В классические времена Юг считался эквивалентом «низа». Он символизировал таинственную производящую силу, которая выходит из-под земли и заставляет растения давать побеги и расцветать. Его цвет — желтый, это цвет спелого маиса. Юг символизирует производящую силу, которая дает жизнь всему сущему. Это сторона света, где всегда изобилие. Согласно Священному Календарю, каждым годом правит одна из сторон света. Годы, в которые правит Юг, считаются наиболее благоприятными для сельского хозяйства. Глядя на Восток, шаман оставляет Юг справа от себя. Поэтому Юг символизирует мужскую энергию, силу и плодовитость семейного рода.
 
  Центр
  Если быть точными, в космологии майя существует не четыре, а пять сторон света, так как Центр тоже считается стороной света, причем первичной. Юкатекско-майянское слово, обозначающее «центр», — йашкин. Корнем этого слова является йаш — «зеленый», так что понятно, какой цвет соответствует Центру. Центр является зеленым еще и потому, что это место, где растет Древо Жизни. Как мы увидим, это сторона, в которой находится наш день-знак, наше «лицо», которое мы приобретаем в духовном мире.
http://www.cokiiya.com/wp-content/uploads/2016/02/Converstions-FAA-400x300.jpg

Отредактировано WonderMaster (4th Oct 2016 21:24:34)

0


Вы здесь » Магия Безвременья » Боги и Богини » Ацтеки и Майя - Боги и Богини.