Магия Безвременья

Объявление


Добро пожаловать и благословенны будьте!



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия Безвременья » Иные традиции » Мифология Ацтеков и Майя.


Мифология Ацтеков и Майя.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Мифология майя.
У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.
Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.
В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний — Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых — Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти — Кими (Cimi); владыка неба — Ицамна(Itzamna); бог торговли — Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств — Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света — Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля — Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов — Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы — Уракан (Huracan); демон подземного мира — Зипакна (Zipacna) и другие.

Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух - храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились три платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак - Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Иероглифы майя Письменность майя. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в четырех рукописях (так называемых кодексах майя, три - в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично); они дают или изображения фигур, или соединены в группы по четыре или шесть иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886 года) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887 года).
Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога, и еще двух, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х годов. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.
Календарь майя Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Мифология ацтеков.
У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.
Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба — Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству. Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.

Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне — четверо держали за конечности, один — за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек.
Письменность ацтеков. Для записи исторических событий, календарных, астрономических явлений и ритуалов, а также для учета земли и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев, это - кодексы Коспи (Cospi),  Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia), Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl). История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472 годы), правитель Тескоко.

Ацтекский календарь.
Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел восемьнадцать двадцатидневных месяцев и ещё пять несчастливых дней. Названия месяцев в календаре соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.

Взято тут

Отредактировано INFINITY (15th Apr 2012 08:46:03)

0

2

ஜ══════·٠●• Восприятие легенды•●٠·═══════ஜ

Кецалькоатль и легенда о шоколаде

Когда-то давно, существовал прекрасный сад, окутанный временем. В этом саду жили боги, а хранителями сада были первые люди, мужчина и женщина. Они обрабатывали землю и жили в гармонии со всеми стихиями — землей, водой и воздухом. Богам нравилось наблюдать за людьми и они решили поселиться рядом с ними в саду. Мужчина и женщина были счастливы, но однажды они задумались о высшем знании. «Если бы мы знали то, что знают боги, мы достигли бы полного счастья в нашем саду», думали они. Тогда молодая пара вступила в сговор и придумала хитрый план, как украсть знания и силу богов. Но в прекрасном саду был шпион, который рассказал об их плане богам. И люди с позором были изгнаны из прекрасного сада.

Но бог Кецалькоатль, подумал, что наказание слишком сурово. Из сострадания к людям, он украл небольшой куст с темно-красными цветами, которые позже превратились в темные плоды. Посадив куст на земле, он попросил людей кормить его водой, а свою мать, богиню цветов и женской красоты, Шочикецаль, попросил дать растению прекрасные цветы. Когда боги узнали о краже божественного дерева, то сильно разозлились и изгнали бога на землю, поклявшись отомстить. Кецалькоатль, чье имя означает «Пернатый Змей», с первыми лучами утренней звезды, спустился на землю и стал жить среди людей. «Пернатый Змей» во всем старался помочь людям, он научил их возделывать землю и обрабатывать метал. В благодарность за все дары бога, люди возвели для него храм.

А в это время, зависливые боги готовились отомстить. Орудием мести боги избрали Тескатлипока «огненное зеркало», давнего врага Кецалькоатля. Несколько попыток предпринял злой бог и лишь с третей попытки задуманное осуществилось. Под видом купца враг пошел к Кецалькоатлю, с целью опорочить его в глазах людей. Бог утренней звезды был в то время в своем дворце и печалился. Он знал, что боги хотят отомстить и беспокоился за свой народ. Лже купец спросил доброго бога: — Почему ты печалишься, мой повелитель? — Потому, что боги затеяли дурное против меня и моего народа, ответил Кецалькоатль. Тогда лже купец сказал: — Выпей этот напиток, это напиток счастья! Ты и твои люди будут счастливы попробовав его. Будучи наивным, не ведая что перед ним враг, Кецалькоатль взял предложенный напиток и угостил им свой народ. Под видом божественного напитка скрывался сок Пульке (алкогольный напиток и агавы, предшественник текилы, крепостью от 4 до 7 градусов).

Не зная вкуса алкоголя, Кецалькоатль стал быстро пьянеть. В пьяном угаре он танцевал и прыгал. Люди увидев столь странное поведение своего бога были растерянны. Пульке разогнало его кровь и он стал совершать такие действия, о которых раньше и не помышлял. В пяном угаре он вступил в связь со своей сестрой.

Утром, проснувшись с больной головой, он знал, что боги отомстили и могут отомстить еще раз. Дабы не навлекать больше бед на свой народ, опозоренный бог решил уйти за море. Уходя, он заметил, что кусты божественного дерева украденного им у богов, превратились в сухие листья агавы. Плода, соком которого его опоил мстительный Тескатлипока.

Добравшись до берега земли Тобаско, он посадил в землю последние семена какао и ушел, обещая вернуться. Семена, со временем, расцвели и стали последним подарком бога утренней звезды народу Мексики.

* * * *
Индейцы из племени ацтеков видели в плодах какао источник силы и богатства. Ацтеки обнаружили, что, если смолоть какао-бобы в пасту и добавить специи, получится освежающий и питательный напиток. Правда, древний шоколад был очень горьким в отличие от современных шоколадных напитков. Для приготовления горячего шоколада индейцы использовали какао-порошок 4 сортов, добавляли в напиток красный перец и мёд. Шоколад считали пищей богов и использовали его в священных ритуалах, а также в качестве денег. Так, за 4 какао-боба можно было купить тыкву, за 10 — кролика, а за 100 — раба. В XVI веке европейские исследователи привезли этот напиток в Европу, в него были добавлены подсластители, и вскоре он стал весьма популярен. До XIX века шоколад употреблялся только в жидком виде, первые плитки появились в 70-х годах XIX века.

https://pp.vk.me/c7003/c617531/v617531674/1dc8d/bfbBzYLqT-Y.jpg

Источник >>>

0


Вы здесь » Магия Безвременья » Иные традиции » Мифология Ацтеков и Майя.