На протяжении многих веков карты Таро несут людям древнее сакральное знание, оставаясь при этом удивительно молодыми в изменчивости своих воплощений – художественных образов.
Последнее десятилетие ознаменовалось не только массовым всплеском интереса искусству тарологии, но и появлением огромного количества самых разнообразных разновидностей Таро. Наследуя мастеров Возрождения, которые взяли на себя смелость проиллюстрировать классические образы Арканов, современные художники не устают соревноваться в оригинальности идей и исполнения, создавая все новые и новые, не похожие друг на друга колоды. Зачастую это приводит к появлению так называемых «узкоспециальных» колод, сфера применения которых ограничивается только одной конкретной жизненной областью. К сожалению, иногда в погоне за уникальностью своего произведения авторы колод утрачивают связь с базовыми значениями Арканов, подменяя собственными домыслами.
Вместе с тем, многие авторские колоды создаются в классической традиции Таро, и работа с ними действительно обогащает хорошо известные архетипы новым пониманием и яркими образными ассоциациями. К таким колодам и относится «Чёрное Таро», более известное как «Чёрное Таро Ройо».
Эта колода опубликована издательством Naipes Heraclio Fournier и является результатом совместной работы известного испанского художника-фантаста Луиса Ройо и Пилар Сан Мартен. Чёрное Таро содержит 78 Арканов классической колоды и сохраняет традиционный порядок карт (Аркану «Справедливость» присвоен номер VІІІ, «Силе» - ХІ). Наименования Арканов, также сохранённые авторами, приводятся на четырёх языках – испанском, английском, португальском и немецком. Каждая карта имеет чёрный ободок, окружающий изображение. В колоде используется римская нумерация как для Старших, так и для Младших Арканов (последние выполнены в стиле Марсельского Таро – схематично; художественно изображены только Тузы, в которых значение числа и масти карты отражено в виде одной из мелких деталей картины). Колода имеет небольшой формат и поэтому легко тасуется.
Вот несколько выдержек из зарубежных обзоров Чёрного Таро:
«Колода приятно эротична, не переходя, однако к безвкусице… Единственная претензия к этой колоде – её формат слишком мал, чтобы отдать должное изображениям, изобилующим массой мелких деталей…Те, кого привлекают тёмные образы, найдут эту колоду чрезвычайно интересной, и я знаю как минимум одного человека, считающего её довольно интуитивной. Это достоинство «второго взгляда» - его не легко найти, но усилия стоят того, что вы увидите» (Gina M. Pace).
«…Традиционные чаши в этой колоде изображены как миски с водой, растущей из них подобно пламени. Несмотря на простоту, я нахожу это интересным, поскольку это похоже на соединение огня и воды, представляющее более бурную сторону эмоций… Не стоит использовать эту колоду, если вы желаете узнать лишь о хорошем и заинтересованы в предсказании исключительно материального, объективных событий. Чёрное Таро создаёт символический слой тёмной стороны, поэтому появляется наше собственное «Я» и его демоны, Красавица и Чудовище, которые живут внутри нас» (Matt Douglas).
В целом Чёрное Таро характеризуют как «тёмную готико-фантазийную колоду, предназначенную для исследования тёмной стороны человеческих душ». Признавая определённую правоту этого тезиса, с ним невозможно согласиться полностью - краеугольным камнем Чёрного Таро является не негатив, а именно диалектический принцип единства и борьбы противоположностей. Почти на всех картах изображены девушка и демон - Красавица и Чудовище. Их взаимоотношения сложно оценить – тут любовь и ненависть, притяжение и отторжение, разрушение и созидание. Словом, карты изначально несут в себе не только основное значение Арканов, но и его «тень», что может быть полезным при использовании Таро, поскольку иногда смысл расклада не вполне точно определяется исходя лишь из прямого или перевёрнутого положения карт.
Примечательно, что в отличии от колоды «Таро Лабиринта», авторство которой также принадлежит Ройо, образы Чёрного Таро не создавались специально «под карты». Иллюстрациями к Старшим Арканам и так называемым Картам Двора (здесь традиционно представлены Короли, Королевы, Рыцари и Пажи), а также Тузам послужили картины из известных альбомов Ройо «Malefic» и «Secrets», названия которых говорят сами за себя. Эта особенность не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что стало первичным в создании этой колоды – подобранные по смыслу Арканов картины или их специфическое толкование. В любом случае, не смотря на «самостоятельную жизнь» созданных Ройо образов, Чёрное Таро очень символично. К примеру, двуликий Шут – первая и последняя карта колоды, замыкающая круг Таро – представляет когтистое чудовище, держащее зеркало перед девушкой. Несмотря на то, что монстр смотрит в зеркало, в нём отражается только девушка. Или Повешенный – детальное рассмотрение карты открывает её истинную суть – на лице упыря вовсе не экстаз, а агония, его руки парализованы и не могут охватить желаемое…
Символика карт полностью отображает их общепринятое значение, а также вносит дополнительный «теневой» акцент, поэтому Чёрное Таро вполне может применяться довольно широко, как любая классическая колода. Однако, не смотря на скепсис, который обычно вызывают поставляемые с колодами брошюрки, заслуживают внимания и толкования, приводимые специально для этой колоды. Они расширяют представление о значении Арканов, раскрывая их двойственность – прежде всего это касается сложных для понимания аспектах таких карт, как Умеренность, Шут, Повешенный, Отшельник, - в целом информативно насыщенны, поэтичны и, несомненно, подходят для интуитивной работы с Таро.
Как и любой инструмент эзотерической практики, Чёрное Таро требует внимательного изучения, осознания и понимания своей сути. Залог успеха здесь прост – взаимное расположение. Чёрное Таро охотно делится объективной и точной информацией, помогает её правильно интерпретировать. Она упорна и трудолюбива, не знает сбоев и капризов, но изредка преподносит сюрпризы – новые детали своих значений, на которые гадающий ранее не обращал внимания.
Каждая карта – не просто образ или символ, это целый мир, объединяющий противоположности, а потому – настоящий. Действительно, в толкованиях к Чёрному Таро прослеживается интересная тенденция – описание почти каждой карты соответствует вопросу «Где?», а не «Кто?» или «Что?», и начинается словами: «Это мир, где…». А вот что это за миры – вы узнаете, если эта колода позовёт вас