СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
Звезда. Победа. Дух. Очень часто Марс несправедливо называют плотским, страстным, низшим началом. Марс управляет Овном, который является знаком первичного проявления Духа в мире. Это - рождение нового в еще неплотной, неоформленной оболочке: духовный ветер, духовный порыв как таковой. "И дунул Бог на глиняные изображения людей, и оживил их..."
Восстановление справедливости. Самопожертвование, принесение своей жизни на алтарь победы. Тейваз - руна нордическая, по-настоящему арктическая, бесконечно мужественная по своему духу. В Тейваз мужское достигает своего предельного выражения. В ней сочетаются дух и кровь, истина и безоглядное преследование цели, решимость и самоотверженность, преданность идее и заклание себя на алтарь победы. Из 12 знаков зодиака Овен является самым мужским, точно так же как Рыбы - предельно женским.
Самодисциплина в решимости стремления. Энергия Воина Духа действует открыто. Его поведение - это чистая энергия. Он ясно видит цель и напролом идет к ней. Здоровье есть дар активной энергии. Пониманий здоровья существует столько же, сколько существует знаков Зодиака. Руна Тейваз, Марс учат: чтобы душа или тело обладали настоящим здоровьем, через них должна прокачиваться Сила.
Лечение есть внесение новизны. Тейваз прекрасно "чистит голову", события, вносит новое в наше существование, исцеляет свежестью и неожиданностью новых видений. Она врывается подобно бурному потоку и ломает старые плотины. Тейваз призывает подвигаться, подействовать, пошевелиться, оторвать бедра от стула и если не сделать что-то конкретное, то хотя бы сымитировать действие. Тейваз - это руна активного движения энергии, настаивания на движении энергии. Она призывает не просто, проявить инициативу, а продлить процесс до полного изнеможения, т.е. до смерти.
Любовь как мужество открытого обмена. Люди редко воспринимают такую ипостась любви; космическое, духовное, заоблачное звучание выражения "ты мне - я тебе". Марс - это еще и символ страсти, принцип активной сексуальности. Чтобы человек что-то получил, он должен сначала проявить себя, отдать. В этом скрыта красота Марса, великолепие его открытого сияния. Сначала он предлагает себя, а затем уже принимает, рассматривает то, что пришло взамен.
Копье не знает возврата с траектории движения. Тейваз - руна однонаправленная. События нарочито идут в одном направлении. Нужно сразу осознать, что возврата назад не будет. Действовать необходимо решительно, неотложно, стремительно и очень мощно, то есть пройти какой-то перелом, пронестись, продраться, протащить себя через заросли, через тростник, пусть истекая кровью, но преодолеть застой и остановку.
Только вера приводит к торжеству победы. Нужно быть одержимым идеей, чтобы воплотить ее в жизнь. Нужно действительно проникнуться ощущением тождества деятеля и идеи для того, чтобы достичь победы. Победа соразмерна нашей одержимости целью.
Когда идет сражение не на жизнь, а на смерть, когда человек проходит какое-то предельное испытание, одних физических сил не достаточно. Спортсмены (Марс) очень хорошо это знают: чтобы вырвать победу, нужно отдать всего себя и еще что-то сверх этого. Если до сих пор существует спорт и проводятся олимпиады, то вовсе не потому, что шоу-бизнес развивает гордость у спортсменов. Люди, которые приходят к вершинам победы, погружаются в фантастические медитации, достигают таких состояний, встретить которые в обычной жизни невозможно - пусть раз в году, или в три года, или вообще единожды в жизни. Вера, как залог победы, переживается человеком энергетически. Он входит в иное качественное состояние. Он оказывается в пространстве иных сил. Он несом, ведом, увлекаем Высшей Силой. И это не из страха перед тренером, не из желания получить медаль, не из враждебного отношения к сопернику. Это что-то другое: шанс максимально проявить свои невыразимые могущественные способности и резервы.
Важно возлюбить путеводную звезду, всерьез отнестись к процессу движения к поставленной цели. Под Тейваз нельзя халтурить или выкладываться наполовину. Как и в случае с Соулу, эти энергии разрушают: если не отдаться процессу целиком, результат окажется плачевным.
Истинный путь ведет поверх земных пределов. Тейваз, как и все руны, не исчерпывается человеческими понятиями. В действовании под Тейваз присутствует нечто космическое, нечто запредельное. Это - истинность, которая дана в переживании действия, ощущении неотмирности, соприкосновении с силовыми пластами, которых мы обычно в жизни не касаемся. Тейваз приглашает к медитации, сопряженной с активным внешним действием, но не сводится к таковому. Суть внешнего действия заключается в ощущении сил, резервов, не входящих в нашу обычную жизнь. В этом главное наслаждение Тейваз. Всегда есть возможность так действовать и творить. Важно только серьезно отнестись к этой руне, не ограничивать ее понимание механическими последовательными действиями. Под Тейваз человек должен воспарить над непосредственным действием. В случае Соулу мы отождествляемся с действием. Тейваз требует одновременно приподняться над ним и за конкретными последовательными шагами увидеть истинную цель.
Под Тейваз очень важно воспринять движение как единовременное перемещение к цели, как буддийскую метафору - прыжок льва через пропасть. Прыгнуть через пропасть можно только один раз. Тейваз действует таким же образом. Она работает непродолжительно. Обычно в пределах суток, а то и нескольких часов. Если энергия Тейваз не используется, если человек не понимает направление ее приложения, то она уходит, и ей невозможно воспользоваться. Человек должен искать в самом себе возможность провести волю Небес. Он должен угадать, что от него требуется в данной ситуации. В силу вступает девиз Соулу: если не я, то кто же; если не сейчас, то когда же? Эта неотложность объединяет Марс и Солнце в знаке Овен. Если человек ищет в себе возможность проведения воли Небес, обычно он находит ее. Он не просто внутренне ощущает воление Высшей Силы, направленное на изменение среды, но и находит возможность для проявления этого воления. Человек, вытащивший Тейваз, не остается у разбитого корыта. Руна приносит ответы на вопросы, она указывает пути действия. Некоторые рунисты-практики утверждают, что если ты не знаешь, что делать при выпадении Тейваз, подкинь ее вверх и иди туда, куда укажет стрелочка, пока не поймешь. Говорят, достаточно одного шага.
Под Тейваз очень важно совершенно реально ощутить позицию лидера: человек принимает на себя ответственность за происходящее. Действуя, он отвечает за себя. Если в ситуации, на которую выпала Тейваз, лидер уже есть, то к нему надо присоединиться в полноте. Если лидера нет, нужно принять на себя лидирующие функции, сколь бы непривычным это ни показалось. Человек должен почувствовать себя королем ситуации. Он должен ощутить воинский характер поручения, его военную специфику. Пассивное состояние, нежелание действовать, нежелание что-то изменить чреваты негативными последствиями только для деятеля. В тейвазном бою он должен проявить полное бесстрашие вне зависимости от того, какого предмета коснулась эта руна, в связи с какой проблемой мы ее вытащили. Слова бесстрашие, самоотверженность, сражение будоражат современных людей, потому что основной элемент нашей модели мира - стабильное существование некоего Эго.
Одно из произведений Урсулы Ле Гуин, замечательного американского фантаста, посвящено эзотерической религии, соответствующей руне Тейваз. После того как люди, пройдя множество испытаний, восходили на вершину личных достижений, учитель сообщал им только одно слово, после чего они становились учителями и звали за собой других. На языке той планеты слово звучало "нисудх", что в переводе на русский язык означает "не важно". В ситуациях самоотверженности, смерти, гибели, неприятностей, потерь, утрат представители этой религии с улыбкой произносили: "Нисудх!" Это замечательный катализатор растворения Эго. Слово "не важно" каким-то удивительным образом растворяет Эго без специальной медитации. Главное заблуждение человека имеет субъективный психологический характер. Мы считаем, что все, что мы делаем, очень важно. Слово "нисудх" отменяет иллюзорные важности. Всякий раз, как только возникает проблема и произносится "нисудх", человек получает озарение. Если под Тейваз действовать не хочется или страшно, нужно произнести заветное "нисудх" и выполнить указание руны.
Тейваз приветствует дух соревнования. Оно выступает как оправданное движение воли, как стимул для ее развития, для возрастания потока протекающей через нас Силы. В этом смысле результаты соревнования не должны иметь никакого значения. Пользу приносит сам процесс соперничества. Он очень благодатен для людей, стремящихся жить более интенсивной жизнью, нацеленных на переживание новых состояний, более мощных, более глубоких, более здоровых. Соревнование, как цель, бессмысленно, но как инструмент, методика - любопытное явление. Главное - не оказаться захваченным соревнованием и вовремя произнести "нисудх". Тогда оно превращается в орудие развития человека, которое в общем-то тоже "нисудх". Нужно бороться только за то, во что действительно веришь. Чем чаще повторяешь "нисудх", тем меньше остается вещей, в коих ты убежден. Это очень серьезный соблазн для ищущего. Поэтому нужно подключить интуицию в определении частоты употребления слова "нисудх".
В современном мире воин превратился в архаизм. Люди забыли, что психология воина, бойца, энергетика - это качество жизни является непреходящей ценностью. Во всяком случае для мужчины. Нельзя жить не бойцом, не воином, не защитником, потому что воин и энергия - это синонимы. Даже если человек не размахивает мечом или пистолетом, это еще не значит, что он не воин, что ему нечего отстаивать и не за что бороться.
Под Тейваз Силы приходят из нас самих. Рост осуществляется за счет скрытых резервов организма. Рассчитывать на какой-то внешний источник, на подарки не приходится. Поэтому говорится, что Марс граничит со смертью. То есть вполне возможно глубокое истощение при действии этой руны. Вполне вероятно также, что достигнув цели, человек не сможет определенное время двигаться дальше. В дело должна быть брошена вся наличная сила. Тогда энергия побежит впереди деятеля, совершая действия за него.
Бог войны облечен доспехом справедливости. В последнее время воин превратился в феномен продажности. Главное - подороже перекупить его, а потом он будет защищать любую идею. В древности же воины боролись только за правое дело. Само воинское представление о жизни было неразрывно связано со справедливостью. (Другое дело, что в разных ситуациях справедливость выглядит по-разному.) Успешное ведение боя возможно лишь при осознании абсолютной справедливости и оправданности своих действий. Для чего это нужно и кому? Сильна ли твоя империя благодаря тебе? Защищаешь ли ты свою семью? Воин должен чувствовать эту справедливость. В противном случае он слаб и неуспешен.
Под Тейваз нужно четко понимать, во имя чего совершается действие, ради чего, какие глобальные или личные проблемы оно решает.
Отсутствие понимания влечет безуспешные действия.
Любая победа покупается ценой жертвы.
Получая Тейваз, мы должны подумать, чем и в каком объеме мы готовы пожертвовать для того, чтобы одержать победу. Победа - это не захват, а справедливый обмен. Воин выступает инициатором этого обмена. Он никогда не присоединяет что-то даром. Он обменивается с противником: кровью, временем, совестью и т.д. Если действие предпринимается с полным осознанием добровольно приносимой жертвы, оно не имеет кармических последствий. Человек остается свободным внутри себя, не отягощенным ни захватом, ни достижением.
При выпадении Тейваз важно понять, что сражение идет только с хаосом. Других сражений не бывает. А победа возможна только над собой.