Магия Безвременья

Объявление

20 июля - IV четверть (убывающая Луна),
с 01:27 26 лунный день >>>
20 июля - Луна в знаке Близнецов
20 июля - благоприятное время: с 20:30 GMT до конца дня
( UT=GMT - универсальное международное время
Определение местного времени: Москва, СПб = UT+3 (летом +4), Киев, Минск = UT+2 (летом +3) )



Добро пожаловать и благословенны будьте!



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия Безвременья » Славянство и старообрядчество » Славянская книга мертвых


Славянская книга мертвых

Сообщений 41 страница 55 из 55

41

Обрядовые похороны животных и предметов

   Похороны животных, предметов и др. — волховское действо, воспроизводящее погребальный обряд. Имеет охранительный или «отгонный», реже — продуцирующий характер. Объектом таких похорон могут быть чучела Морены, Масленицы, Зимы, Смерти, Костромы, Ярилы (или Яруна) а в эпоху двоеверия — Кузьмы-Демьяна, святого Германа и др.; широко распространены похороны животных, птиц и насекомых — кукушки, соловушки, воробья; мух, пауков, тараканов, клопов, вшей; лягушки, рака, ужа и др.; символических предметов, например, стрелы и др.
   В ритуалах этих похорон имитируются основные действия и элементы погребального обряда: смерть (убиение, умерщвление, в том числе сжигание, потопление и повешение кукол, чучел, птиц, насекомых, животных; разыгрывание смерти участником обряда, изображающим Масленицу, Кострому, Кузьму-Демьяна и т. п.); обряжение в смертную одежду; прощание с покойником, отпевание, оплакивание, голошение; похоронная процессия, рытьё могилы, собственно погребение (закалывание в землю), поминки. В них воспроизводятся также основные действующие лица и прочие составляющие погребального обряда: покойник (соломенная, тряпичная, глиняная и т. п. кукла, чучело; деревце, трава, веник, живой человек, исполняющий роль покойника; убитый зверёк, птица, насекомое; символический предмет — лента, шпилька, монета, букетик цветов); саван (рогожа, лоскут), гроб (корыто, ящик, коробка, носилки), могильная лопата (палка), могила (ямка), кладбище (огород, поле), поминальная еда.
   В Полесье во время засухи, чтобы вызвать дождь, ловили и убивали лягушку, обряжали её, т. е. заворачивали в какой-нибудь лоскут, клали в спичечный коробок, голосили по ней, как по покойнику: «Ой, жабка наша померла, ой, ой!» Причём нужно было по-настоящему плакать, лить слёзы. На Ровенщине хоронили рака: ловили рака, выкапывали ямку — «могилу», ставили над ней крестик, плели веночки и голосили: «Наш раченьку, да наш батеньку, да наш соколеньку, да як мы тебе хоронимо…». С той же целью вызывания дождя убивали ужа, гадюку или насекомое (медведку) и подвешивали на забор или на ветку, иногда поливали водой и т. д.
   В Калужской губернии «хоронили Масленицу»: делали из соломы большую куклу, надевали на неё рубаху и сарафан, на голову повязывали платок; женщины, одна из которых изображала попа с кадилом, вели её под руки по деревне, а затем сажали на носилки и накрывали пелёнкой. Пройдя до конца деревни, участники процессии раздевали куклу, разрывали её на части и разбрасывали солому; «поп» размахивал кадилом, кричал: «Аллилуйя!», а похоронная процессия пела песни.

0

42

«Отпускание» священных предметов

   Старые, обветшалые Чуры, стоявшие на Капище, вышитые либо рисованные Свята и священную утварь принято не выбрасывать вместе с мусором, а хоронить — «отпускать» по воде или по огню, зарывать в землю, уносить в лес и т. д.
   Старые Чуры, изображающие Светлых Богов- Сварожичей, обычно кладут на Краду и совершают над ними обряд огненного погребения, как над людьми. Изображения Богинь (как правило, это не гоеподобные Чуры, а вышитые Свята) обычно «отпускают» по воде или зарывают в землю.

0

43

О явлениях умерших во снах
   

   Согласно народным представлениям, лишь весьма незначительное количество (не более пяти из ста) снов о смерти, покойниках и т. п. — являются вещими, то есть непосредственно предвещают смерть сновидцу или кому-то из его близких. Вещие сны о смерти, как правило, сбываются не позднее, чем через седмицу после того, как они были увидены.
   Считается, что умерший может являться во снах живым (особенно, своим кровным родственникам) в течение сорока дней после смерти. Если он при этом зовёт сновидца за собой — это может предвещать последнему скорую смерть. Если снится человек, умерший уже давно, то, скорее всего, данный сон не является вещим и должен быть истолкован не буквально, а символически.
   Наиболее устрашающие образы смерти, являющиеся человеку во сне (оживший скелет, фигура в капюшоне и с косой, гниющий труп, чёрный гроб, неясная чернота впереди, пугающие тени по сторонам и т. п.) — в большинстве случаев не предвещают действительной смерти, а указывают на грядущее внутреннее пресуществление, изменение, поиск нового Духовного опыта и сокрытой Мудрости внутри себя. Иногда образы смерти и чёрный цвет во снах означают соприкосновение с чем-то неизведанным или непостижимым — «тёмным» для разумения человека.
   В преддверии же действительной смерти человек может видеть во сне образы, предвещающие обычные перемены в жизни (переправа через реку, отъезд в незнакомую страну, путешествие в другие миры, прощание на железнодорожной платформе и т. п.), которые в большинстве случаев могут знаменовать собой грядущие изменения вполне благоприятного свойства. Поэтому считается, что толковать сны, раскрывая их истинное значение, могут лишь сведущие в сём деле волхвы и ведуны.

0

44

Сонник
   

  1. Видеть во сне оживших покойников

   Оживший покойник (в целом) — призыв к действию.
   Ожившие умершие: родители, прародители — необходимость следовать их стезёй, поиск поддержки, чувство беззащитности; муж (жена) — половые побуждения или отрицание прошлого опыта (если брак был неудачным); брат, сестра — возврат к неоконченным делам; друзья — ваше положение улучшится; враги — вас ждут скорые неприятности; малознакомые лица (сотрудники, соседи и т. п.) — вам предстоит открыть в себе новые способности, овладеть дополнительными навыками; исторические личности или знаменитости: зловещие — к ссоре, благие — к успеху.
   Целоваться с умершим — сохранить секрет или тайну.
   Умерший встаёт, говорит — ждите хорошего сообщения.
   Что-то делать вместе с умершим
   будет удача.
   Оживший покойник, снова умирает
   сорвётся какое-то намеченное дело.
   Умерший зовёт к себе, манит за собой — к болезни или (если сон вещий) к смерти.
   

   2. Видеть во сне смерть ныне живущих

   Видеть умершим: самого себя — грядёт решительное изменение в вашей жизни; родителей — опасения, связанные с их смертью; освобождение от ограничений, накладываемых родителями; призыв к исполнению задуманного; перемены; детей: маленьких — чувство неуверенности, связанное с неопытностью родителей; взрослеющих — к перемене отношений с ними, ослабление душевных уз, какие-то неудачи в собственной эмоциональной жизни, разочарование; мужа (жену) — опасения, связанные со смертью; освобождение от ограничений, накладываемых супружеской жизнью; знакомых, друзей, врагов — к перемене отношений с ними.
   Убийство (в целом) — избавление от нежелательных качеств.
   Быть убитым самому — испытывать давление с чьей-то стороны, в том числе совершать насилие над своими чувствами.
   Кого-то убить: знакомого человека —
   испытывать к нему подспудную неприязнь, к разрыву отношений с ним; незнакомого — вы подавляете свою ненависть или любовь; быть преследуемым убийцами — оказаться в двусмысленном или неясном положении, испытывать страх взаимодействия с кем-то; убить дикое животное — к улучшению отношений с кем-то и успеху в делах.
   

   3. Видеть во сне безымянные трупы

   Видеть неподвижные трупы — потеря собственных качеств (молодости, любви, рассудка, умений и т. п.).
   Лежать рядом с трупами — к болезни, бессилию.
   Переносить трупы — неудачная попытка необычного предприятия.
   Труп оживает — воскрешение «похороненных» возможностей; голова, волосы трупа шевелятся — старый план требует внимания; глаза трупа открыты — пересмотрите сложившееся вокруг вас положение вещей заново; привлекают к себе внимание уши трупа — прислушайтесь к данным ранее советам; рот трупа оскален — полученные от кого-то сведения лживы; обезглавленный труп — жить только рассудком и тяготиться этим; руки трупа дёргаются — пришла пора «оживить» ваши старые умения; ноги трупа дёргаются — необходимо вернуться на покинутое место.
   Труп переворачивается, подпрыгивает или летает — вас ждёт успех.
   Труп, на котором кровоточат
   раны
— ваши планы наполнятся новой силой.
   Труп удаляется (его уносят или увозят вдаль по дороге, он уплывает по реке и т. п.) — то, что мешало вам долгое время, тяготило вас, уйдёт из вашей жизни.
   Похороны: свои похороны видеть —
   завершается определённый этап вашей жизни, грядут перемены; похороны родственника в ясный, солнечный день — к счастливым изменениям в его жизни; похороны кого-то в пасмурный, дождливый день — вас ожидает болезнь и грустные перемены; похороны врага — вам необходимо найти путь к примирению с ним, чтобы спасти себя от эмоционального перенапряжения, он будет долго жить.
   Кладбище: старое, заброшенное — вас
   ожидает одиночество и печаль; чистое, ухоженное — скоро ваши беды закончатся, и жизнь переменится к лучшему.
   Привидение — вы теряете жизненную силу.
   Смерть (конкретный образ: фигура в капюшоне, старуха с косой и т. п.) — страх смерти, возникающий, когда жизнь делает поворот; потребность измениться самому.

+1

45

Если сон предвещает смерть
     

   1. Если сон предвещает смерть тебе или кому- либо из твоих домашних — растопи печку, реки слова: «Куда дым, туда и сон!»
   2. Если снится покойник, недавно умерший — посыпь маком пол в избе, а наутро вымети его и сожги.
   3. Если снится покойник — трижды поминают его, идя до ветру, а обратно идут, не оглядываясь.
   4. Если покойник снится — смотрят в пустую дежу, три раза тычут туда ножом — и сниться не будет.
   5. Если снится покойник, либо если сон предвещает смерть — зашивают в подушку мяту, чабрец, крапиву и можжевельник.
   6. Если покойник во сне зовёт за собой — идут на его могилу, сыплют рожь, рекут слова: «Вот тебе, [имярек], рожь, меня не тревожь, к себе не зови и ко мне не ходи!»
   7. Если во сне Домовой душит, спроси: «К добру или к худу?» Если скажет: «К худу!» или дохнёт холодом — значит, нужно ладить.
   8. Если снится, что печь рушится — значит, нужно ладить, иначе помрёт кто-то из домашних.
   9. Если снится, что птица влетает в окно, либо что конская голова распахивает ставни и показывает язык — это к покойнику.
   10. Если во сне пчела кусает, или пчёлы летают по всей избе — это также к покойнику.
   11. Если снится, что ты помираешь — значит, в твоей жизни предстоят перемены, реже — смерть.
   12. Если сон вещий, и ты знаешь, что пришло время помирать — умри достойно.

0

46

Видение о 3, 9 и 40
   

   …Тропою Велесовой до Удела Мары в духе восхитившись, вопросил аз, Велеслав, Вещего Бога:
   — Восславися, Велесе-Боже, днесе, а паче вовек! Дозволи спросить Тебя: что есть «3»?
   И рёк Вещий:
   — Уж ты гой еси, Велеславе, да будет ведомо тебе, что «3» есть три дня после разрыва серебряной нити Макоши, когда душа человеческая пребывает возле своего тела, у головы. Жившие на Земле по Законам Прави — отходят с миром и ладом в Сердце и на протяжении всех трёх дней не сокрушаются о тленной плоти, ими оставленной. Иные же, не по Прави жившие, умирают в страхе и смятении и на протяжении трёх дней тщатся возвратиться обратно, горько скорбя об утраченном. Поистине, тако.
   И вдругорядь вопросил аз Вещего Бога:
   — Восславися, Велесе-Боже, днесе, а паче вовек! Дозволи спросить Тебя: что есть «9»?
   И рёк Вещий:
   — Уж ты гой еси, Велеславе, да будет ведомо тебе, что «9» есть девять дней после разрыва серебряной нити Макоши, когда душа человеческая пребывает во своём дому и посещает родные места.
   Жившие на Земле по Прави, прощаясь со своим домом и близкими, сохраняют в Сердце мир и лад. Иные же, не по Прави жившие, переживают глубокое уныние и жаждут вернуть утраченное, страдая и ожесточаясь Сердцем более прежнего. Поистине, тако.
   И в третий раз вопросил аз Вещего Бога:
   — Восславися, Велесе-Боже, днесе, а паче вовек! Дозволи спросить Тебя: что есть «40»?
   И рёк Вещий:
   — Уж ты гой еси, Велеславе, да будет ведомо тебе, что «40» есть сорок дней после разрыва серебряной нити Макоши, когда душа человеческая странствует по Яви земной, прощаясь с уделом живых, будучи незримой для очей телесных. Жившие на Земле по Прави — сохраняют и укрепляют в Сердце мир и лад, прощаясь со всем, что им было дорого при жизни во плоти. Иные же, не по Прави жившие, на протяжении всего этого срока страдают от жажды, голода и неутолённых желаний, будучи связаны узами неочищенных страстей [своих] с предметами своих вожделений. Души живших по Прави — легко перейдут по Калинову мосту, что тоньше радуги, восходя по нему до самых Ирийских Врат. Иные же души, отягощённые со- творённой ими Кривдой, не удержатся на мосту, ибо тяжесть их душ — словно каменьё, лежащее
   на сердце — увлечёт их вниз, в огненные струи реки Смородины, в самое Пекло. И пребывать им там — покуда не источится неправда их… Поистине, тако.
   И возблагодарил аз Премудрого Белеса за науку Его, и восславил Его во слове вещем:
   Славися, Велесе-Боже, во Яви а Нави хоже!
   Славися во Закрадъе, во Светлом Ирии-Граде!
   Славися на заречных на Лугах Велиих вечных!
   Мост Калинов стороже, право суди ны, Боже, Вразуми
   Стезю прозрети, во все мы суть Твои дети,
   Чертогов Божских взыскуем, по Родну Дому тоскуем,
   Веди же ны от тьмы к Свету, 6о смерти николиже нету,
   Во Яви а Нави хоже, славися, Велесе-Боже! Той!

+2

47

Спасибо! Очень нужны исконно НАШИ знания!!!

0

48

Река Смородина

Как во слове вещем сказано,
Как изведано то мудрыми:
По краю-то самому мира нашего
Протекает река — река огненна.
От востока текёт река до запада,
От мира нашего до мира закрадного.
Как по праву-то руку идут души праведны,
Души праведны, души чистые.
Уж как праведны идут — веселятся,
Всё поют-то песни звонкие,
Песни звонкие — возрады Боговы,
За отцев да матерей славы поют!
Как по леву руку идут души чёрные,
Уж как чёрные идут — слезно плачут-то,
Пред собой они пути никак не ведают,
Отцев, матерей своих проклинают:
«Уж лучше бы отец не засеял,
Уж и лучше бы меня мать не родила,
Сорока б недель в утробе не носила,
На родимом месте бы порастоптала,
На белой бы свет не попустила!»
Как подходят чисты души к огненной реке,
Ко огненной реке да ко Смородине,
Уж как говорят чисты души:
«Уж Ты гой еси, Велес Вещий Бог!
Переведи Ты нас чрез реку огненну,
Чрез реку огненну да ту Смородину!»
А речёт им в ответ Белес Вещий Бог:
«Уж вы души, вы души чистые!
Проведу Я вас на ту сторону!
Вы Богов Родных на Земле чтили,
Вы предков своих прославляли,
Вы Мать Землю Сыру любили,
Вы Веру Праотцев своих сберегали,
Вы верви родов своих продлевали!»
Слышат души праведны слова Вещего Бога,
На Калинов мост они идти спешат.
Мост под ними, чистыми, крепится,
Путь даёт в Ирийский Свет.
Как подходят чёрны души к огненной реке,
Ко огненной реке да ко Смородине,
Уж как вопиют чёрные души:
«Уж Ты гой еси, Белее Вещий Бог!
Переведи Ты нас чрез реку огненну,
Чрез реку огненну да ту Смородину!»
А речёт им в ответ Белес Вещий Бог:
«Уж вы души, вы души чёрные!
Как вас проведу на ту сторону?
Вы Богов Родных на Земле не чтили,
Вы предков своих хулой хулили,
Вы Мать Землю Сыру поносили,
Вы Веру Праотцев своих позабыли,
Вы из роду своего себя изродили!»
В страхе слушают души чёрные Вещего Бога,
На Калинов мост они идти спешат.
Мост под ними, чёрными, зыбится,
Не крепится, а подламывается.
Тако падают они в Пекельный Огнь.
А гореть им там, чёрным, в пламени,
Пока не сойдёт с них окалина,
Пока в свет не возмогут вернутися…

0

49

Ладья Велесова

Как по морюшку по синему по Хвалынскому
Проплывала-пробегала ладья Велесова.
Как на той ли на ладье Велесовой
Сидят сорок добрых молодцов — корабельщиков.
Как выходили им навстречь старцы старые,
Старцы вещие — белые волхвы.
Стали они корабельщиков распрашивати:
«Уж вы гой еси, добры молодцы, корабельщики!
Вы скажите нам, поведайте:
Где вы хаживали, где гуливали?
Что вы слыхивали, что видывали?»
Отвечали добры молодцы — корабельщики,
Отвечали белым волхвам таковы слова:
«Уж вы гой еси, белые волхвы!
Хаживали мы по свету по белому,
Много слыхивали, много видывали:
Как душа с белым телом расставалася.
Расставшись, душа сама прочь пошла,
Со своим белым телом пораспрощалася:
«Ты прости-прощай, тело моё белое,
Прости мне Кривду-неправду мою!
Ты пойдёшь, тело, во сыру землю,
Червям пойдёшь, тело, на истечение,
Вы, кости, земле на предание,
А я, душа, пойду на Суд Велесов!»
Как восходила душа на чёрен Калинов мост,
Как выходил навстречь ей Сам Белее Вещий Бог,
Вопрошал Он душу о делах её.
Воспоминала душа всю-то жизнь свою,
Говорила душа таковы слова:
«Жила я, душа, на вольном на свету,
Богам Родным не веруя,
Предков своих не почитая,
Сородичам своим не помогая.
Во полюшке я, душа, много хаживала,
Не по-праведну землю разделивала:
Я межу через межу перекладывала,
С чужой нивы земли украдывала.
Не по-праведну я, душа, покосы разделивала:
Вешку за вешку позаставливала,
Чужую полосу позакашивала.
Ещё я, душа, неправду творила:
В соломах я заломы заламывала,
Со хлеба спорыш поотнимывала.
Ещё я, душа, неправду творила:
Из коровушек молоко я выкликивала,
С белого плата повыдаивала,
Соседей своих, добрых людей, оголаживала.
Ещё я, душа, неправду творила:
Мужа с женой я поразваживала,
Златы венцы их поразлучивала.
Ещё я, душа, неправду творила:
По подоконью много слушивала,
Чего не слышала, говорила — слышала;
Чего не видела, говорила — видела;
Ссоры меж людьми, душа, сеяла.
Ещё я, душа, неправду творила:
По свадьбам я много хаживала,
Свадьбы зверями лютыми оборачивала.
Ну а самая большая неправда моя:
Я Богам Родным николиже не каялась,
Я предкам своим николиже не кланялась,
Я у Матери Сырой Земли прощения не просила
За все за неправды мои за блудные.
И когда отошла я, душа, без покаяния,
Не удостоилася я огненного погребения,
А пошло тело моё во сыру землю,
А мне идти теперь в самое Пекло!»
Тут мост Калинов под душою поразверзался,
Душа неправедна во Пекло самое ввергалася.
И мучиться ей там до нового рождения,
Во свой род земной до возвращения!»

Добры молодцы — корабельщики
Как по морю, морю синему,
Да по морю, морю житейскому,
Плывёт-выплывает большой корабль
О белых парусах — всё во славу Велеса!
Как на том корабле добры молодцы,
Добры молодцы — корабельщики.
Как спрашивал их Сам Белее Вещий Бог:
«Уж вы гой еси, добры молодцы,
Добры молодцы — корабельщики!
А где вы, молодцы, бывали?
А что вы, корабельщики, видали?»
Отвечали Велесу добры молодцы,
Добры молодцы — корабельщики,
Говорили Ему всё таковы слова:
«Уж Ты гой еси, Белес Вещий Бог,
Грозный Судия, Ты наш Батюшка!
А бывали мы на Светлой Руси,
А видали мы душу живую:
Как жива душа с плотью бренною
Расставалася да прощалася,
Как говорила душа телу таковы слова:
«Тебе, тело, гореть на погребальном костре,
Тебе, бренно, лежать прахом во сырой земле,
А мне, душе, быть на Закрадном Суде,
На грозном Суде на Велесовом!»»

0

50

Вороны мерные

Прилетели к нам да два ворона,
Прилетели к нам да два чёрныя.
Они садилися на окошечко,
На окошечко да на ставнечку:
«Мы не вороны, мы не чёрныя,
Мы — Велесовы да посланнички.
Посылал Велес нас на белый свет!»
Со небес на землю спускалися.
«Что на белом свете-то деется?» —
«Изродна душа с телом рассталася,
Говорила душа телу таковы слова:
«Ты прости, прощай, моё тело,
Было время, тело, ты пило и ело,
Теперь же, тело, тебе в сырой земле лежать,
Мне же, душе, за тебя ответ держать!»
И лежать телу вовек во сырой земле,
А душе ответ держать пред Белесом на Суде!»

0

51

Серая утица (1)

Что й по морюшку, что й по синему,
Ирий душеньке, во Небеси — Свет!
Там плыла, плыла серая утица.
А навстречу ей — да и Сам Велес:
«Ты где была, серая утица?» —
«Я была, была на расстанище,
На расстанище да на погребище!» —
«Что ж ты там видела, а что слышала?» —
«А я й видела, а я слышала,
Как душа с телом расставалася,
Расставалася, распрощалася:
«Ты прощай, прощай, тело белое,
Тебе, телу, во земле лежать,
Во земле лежать, во желтом песку,
А мне, душеньке, пред Дедами стать,
Пред Дедами стать на Суд Велесов.
На тоем Суде — всю правду сказать,
Всю правду сказать, за дела отвечать!»»

Серая утица (2)

Ай ты, утица, ай ты, серая,
Ирий душеньке, во Небеси — Свет!
Не летать тебе на синё моря,
Ах ты, [имярек почившей], моя душечка!
Да не жить тебе на белом свете,
Ах ты, [имярек почившей], моя душечка!
Не топтать тебе утренню росу,
Ах ты, [имярек почившей], моя душечка!
А лежать тебе во сырой земле,
Ах ты, [имярек почившей], моя душечка!
Во сырой земле, во жёлтом песке,
Ах ты, [имярек почившей], моя душечка!

У дороженьки стоит бела березонька
У дороженьки стоит бела берёзонька,
У дороженьки стоит бела, кудрявая.
Берёзонька к земле клонится,
С листочков слёзы ронются.
Под берёзонькой тела хоронятся,
Тела хоронятся убитых на войне,
На войне неправой, неправедной.
По дороженьке широкой идут,
Широкой идут, Богам не молятся,
Богам не молятся,
Дедам не клонятся…

   
Разговор души неправедной с Велесом

Взалкала, возопила душа неправедна:
«Велесе, Велесе! Покажи день кончины живота моего!»
Отвечал Белее душе алчущей, вопиющей:
«Гой еси ты, душа изродная!
Как взойдёшь ты на гору высокую,
Поглядишь ты во тьму глубокую —
Увидишь ты там с прахом гробы,
Плоти бренной подземельные домы.
Сколь в мире сём плоть ни ликует,
А всё ж гроба она не минует.
Придёт срок ей с душой расставаться,
В путь-дорогу неблизкую собираться.
И будут камени белыя — соседи ея,
Пески сыпучия — постели ея,
Черви могильныя — все друзья ея,
Мать Сыра-Земля поглотит ея.
Гой еси ты, душа изродная!
На Земле ты неправдой жила,
Не Правду, но Кривду творила,
Во маяте мирской свои лета длила,
За то не видать тебе Света Ирийского,
А ступать тебе во тьму кромешную.
И быть там, пока Коло Великое не поворотится,
Пока срок тебе не придёт вновь возродиться!»

0

52

Калинов мост сделан не из растения калина; хотя названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «калить», которое означает разогрев твердого материала (например металла) докрасна и/или добела.
   Река Смородина также называется Огненной; потому мост через нее и представляется докрасна раскаленным. Таким образом, это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накалить», «раскаленный», «окалина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был есть персонаж Калин-царь.
   Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мертвых (сопоставимо с явью и навью в родноверии). Мост этот является границей, последним рубежом, перед царством Мораны, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мертвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев и других образов).
   Итак, название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова «смород». Оно употреблялось на Руси в XI-XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина».
   Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает ее описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается.
   Образ Калинова моста, как некоего рубежа, встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко, значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время, фраза «Перейти Калинов мост» — означала смерть, а в другое время, фраза «Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту» — означала любить.
   Во время похорон, процессия, под причитания плакальщиц, должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир, и усложнить возможность ее возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь»), воспроизводится процесс похорон, с переходом Калинова моста. Иногда, переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью.
Согласно древним преданиям, чтобы попасть в мир мертвых, нужно было пересечь Долину смерти, пройти по Калинову мосту и победить «драконов Нави», охраняющих путь из царства мертвых в благодатные земли. Легендарная долина смерти затаилась за перевалом, название которого переводится как черный. Даже песок здесь черного цвета! Смородина – река смерти, отделяющая Явь и Навь, мир живых – и мир усопших. В сказках говорится, что перебраться через Смородину можно только по Калинову мосту, на котором и происходили сражения богатырей с огнедышащими хранителями царства мертвых. А рядом с Калиновым мостом стоит гигантская каменная голова. Это – сын бога подземного царства и страж Калинова моста.
   Но в основном в русских народных поверьях Калинов мост соединяет два берега мифической реки Смородины.
   Считается также, что вместо воды в этой реке огонь, который нагревает мост, отчего его и назвали Калиновым, то есть каленым. Потому Калинов мост - это рубеж между Добром и Злом. И поэтому его чаще всего упоминали в заговорах, отпугивающих нечистую силу и исцеляющих болезни.
   Например, чтобы вылечить больного человека, в то время, когда он спит, кто-то из родных должен положить ему на лоб смоченную в холодной родниковой воде тряпочку и сказать шепотом 3 раза заговор:
   Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. Да будет так! Аминь.
   Если на человеке порча или сглаз, то он должен выложить на земле круг из рябиновых или калиновых веточек, встать в его центр и сказать 3 раза такие слова заговора:
   По Калинову мосту иду, от берега темного, к берегу светлому, поднимаются волны огненные, поднимаются волны смрадные, нечистого духа во мне убивают, сжигают, меня на волю отпускают. Так дойду до конца моста нетронутым(ой), от беса освободившимся(ейся).Да будет так! Аминь.
   После заговора веточки следует сжечь.
   Также наши предки считали, что Калинов мост соединяет наш мир и мир мертвых, и душа всякого человека после смерти будет вынуждена пройти по нему. Поэтому после смерти человека над его телом кто-то из родных должен прочитать такой заговор:
   За горами, за лесами течет река - огненная волна, кипит, бурлит, проходить не велит. Через реку ту мост каленый есть, горяч да жгуч, по нему тебе, (имя покойного), пройти велено, в царство сонное. Ты иди, душа, не оглядываясь, безбоязненно, пусть жар реки той тебя не коснется, жар моста покоем обернется. Пути спокойного тебе, пути короткого. Аминь! Аминь! Аминь!

Источник >>>

0

53

Плач неправедной души о смертном часе

Ах, увы, беда! Приходит череда,
На ведаем, когда Отсель возьмут куда!
Боюся Велесова Суда,
И где явлюся я тогда?
Плоть-то моя немощна,
А душа вельми страстна;
Ты же, Морена-Смерте,
Безобразна и страшна!
Образом Своим страшишь,
Скоро Ты ко мне спешишь,
Во рог Велесов трубишь,
Косой железною косишь;
Ходишь Ты всюду нага и боса,
Ожидаешь Ты Своего часа!
О, Смерте! Нет от Тя обороны —
И у царей да князей отъемлешь Ты короны,
Со священниками да вельможами не медлишь,
Даров и посулов не приемлешь;
Скоро и мою Ты хочешь душу взяти
И на Велесов Суд ея отдати.
О, люто в тот час и горько возопию,
Когда воззрю на Грозного Судию!

0

54

Душа Родова

На бел-свете человек яко дервь растёт,
Честь, слава его яко цвет цветёт.
Поутру цветёт, к вечеру опадает.
Вечор человек в беседе сидит,
Поутру человек в гробу лежит.
Прижимает свои белыя рученьки к ретивому сердцу,
Откладывает все попеченья о житье своём.
А ты, тело белое, от земли взято и в землю пойдёшь,
А я, душа Родова, от Рода взята и к Роду пойду.
Взыйду я, душа Родова, на крутую гору,
Воскричу я, душа Родова, громким голосом:
Гой еси вы, Деды Навии!
Вы возьмите меня, отведите меня
Ко Родителям, Щурам-Пращурам!
А вознесите вы меня, Деды Навии,
Из рода земного во род небесной,
А сотворите мне по делам моим! Гой!

0

55

Разговор Мары-Смерти с Живой душой

Налетела скорая смертушка Скоромётною птицынъкой,
Залетела в хоромное строеньице,
Скрыто садилась на крутоскладно на завъице
И впотай ведь взяла душу с белых грудей,
Ворон чёрный, голубь сизый!..
Как во полюшке да во чистом,
Во раздольице да во широком,
Повстречалась Жива душа с Марою.
А и было обличив Марино-то зело страшно,
Как зверь лютый, по полю рыскающий.
Увидала Жива душа зверя того лютого,
Как увидала — сильно устрашилася,
Говорила душа зверю таковы слова:
«Кто ты еси, зверь лютый, рыскучий?
Почто ты, зверь, во полюшке рыщешь,
Кого ты, зверь, во раздольице ищешь?»
Отвечала Мара-Смерть таковы слова:
«Ай же ты еси, ты Жива душа!
Я тебя, душа, во полюшке ищу,
Я тебя, душа, к Себе взять хочу!
Я сама-то, Смерть, кощна да худа,
А живых и дородных к Себе забираю;
Я Сама-то, Смерть, ни хороша, ни пригожа,
А хороших и пригожих за Собой увожу.
Я Себе откупного-то не беру,
Земных богатств не коплю,
Нарядных платьев не ношу,
Славы мирской Себе не ищу!»
Говорила Жива душа Маре таковы слова:
«Госпожа Ты моя, Мара-Смерть!
Будь благосклонна ко мне во срок сей,
Когда нить жизни моей пресечёшь,
Ибо чую я: близок конец мой,
И Солнце моё уж зашло!»
Говорила Мара-Смерть душе таковы слова:
«Ай же ты еси, ты Жива душа!
Не печалься ты, не кручинься,
Я есть сон твой перед пробуждением,
Я есть Врата твоего нова рождения!»
И со словами этими, проречёнными,
Исторгла Мара-Смерть душу из тела бренного,
И вылетела Жива душа,
Как птица вещая из гнезда,
Марой-Смертью влекома,
Светом Самосиянным ведома…

+1


Вы здесь » Магия Безвременья » Славянство и старообрядчество » Славянская книга мертвых