Символизм в Астрологии
«Создавая нас по своему подобию, Бог хотел, чтобы мы были способны воспринять и разделить с ним его собственные мысли…
Наше знание такого же рода, что и божие, но, по крайней мере, постольку, поскольку мы можем понять хотя бы что-нибудь в течение этой бренной жизни».
Иоганн Кеплер
Астрология – это учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени. Астрология возникла в глубокой древности и была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Астрология (вера во влияние звезд на события, происходящие на Земле) является составной частью истории религии, роль и значение которой для развития культуры трудно переоценить. Недооценка данного мировоззрения препятствует глубокому постижению культурного наследия древнего, античного мира, Средневековья, эпохи Возрождения [2].
Вера в то, что звездные боги обладают могуществом, порождалась величием зрелища звездного неба, отраженного в человеческом сознании. Красота и величие ночного звездного неба рождала у человека мысли о существовании вечного мирового закона, захватывавшие и воодушевлявшие наблюдателя, поскольку вера в могущество звезд основывалась не на чувстве страха, а скорее на осознании красоты и гармонии мира. Вера в могущество звезд сочетает в себе черты религии и науки. Вера в звезды породила попытки научного овладения механикой небесных тел, однако сила непосредственного воздействия звездного неба на человеческое сознание настолько велика, что на протяжении многих тысячелетий никакие открытия, касающиеся действительного порядка вещей, не смогли преодолеть религиозных представлений, возникающих вследствие созерцания созвездий.
История астрологии представляет собой единое, нерасторжимое целое, что делает ее достоянием всех религий Средиземноморья и Ближнего Востока. Пожалуй, не найдется другого такого факта в духовной жизни народов, который служил бы более неопровержимым доказательством подобной непрерывности, чем история астрологии.
Обожествление небесных светил жрецами Месопотамии способствовало появлению сложных астрологических систем предсказания будущего на основе расположения на небе планет и звезд. Шумерские и вавилонские жрецы с высоты своих храмовых башен тщательно наблюдали за движением небесных светил, закладывая основу для науки астрономии. Ранний этап развития астрологии в месопотамской цивилизации нашел отражение в старовавилонских табличках с довольно примитивными астрологическими знамениями, обнаруженных в Богазкейе, Катне, Мари и Эламе и подтверждающих существование астрологической традиции, достаточно сложной уже в старовавилонский период.
Предмет астрологии - это соответствие между Макрокосмом и микрокосмом. То самое, о котором в древнейшем эзотерическом тексте «Изумрудная Скрижаль» говорится: «То, что наверху, подобно тому, что внизу». Макрокосм («то, что наверху») - это Вселенная в целом, а точнее - вид на Вселенную, который открывается земному наблюдателю. Микрокосм («то, что внизу») - это любая сущность или целостная система. В астрологии считается, что каждый микрокосм в принципе устроен подобно Макрокосму, является одной из его проекций. И если что-то меняется в Макрокосме, соответствующее изменение более или менее явно происходит во всех его проекциях.
Каждый элемент Макрокосма имеет какое-либо соответствие во всех многочисленных микрокосмах. Например, планета Марс (элемент Макрокосма) соответствует армии в микрокосме государства, мускулатуре в микрокосме человеческого организма, железу в микрокосме природы, ножам и другим острым инструментам в микрокосме человеческого хозяйства, молодым мужчинам в микрокосме человеческого общества и т.д. Соответствие, о котором идет речь, не является буквальным, а основано на символическом подобии. Иначе говоря, это символическое соответствие [3]
Работа астролога в самых общих чертах заключается в том, что он берет мгновенный снимок Макрокосма на интересующий момент времени, изучает его и делает вывод, что происходит в этот момент в интересующем астролога микрокосме.
Астрологию можно разделить на два направления: натуральную и юдициальную астрологию (в разных источниках вы можете найти разные классификации, иногда противоричивые, но главное - суть, а не названия).
Натуральная астрология имеет дело с природой - всей, кроме человека и человеческого общества. К этому направлению относятся астрометеорология (изучение связи между Макрокосмом и земной погодой), прогноз землетрясений, извержений вулканов, сельскохозяйственная астрология (уход за растениями и животными, согласованный с конфигурациями Макрокосма) и другие подобные области исследования. В те века, когда основной силой, препятствующей развитию астрологии, была Церковь, натуральная астрология оказывалась вне критики - ей заниматься не возбранялось.
Юдициальная астрология изучает все, что связано с человеком и человеческим обществом. Именно она всегда попадала под огонь церковной критики - мол, не должен человек интересоваться собственной судьбой, на все Воля Божья. К основным разделам юдициальной астрологии относятся:
Натальная астрология - изучение потенциала личности и судьбы, отраженного в гороскопе рождения (или натальной карте). Методы натальной астрологии позволяют предположить, как будет разворачиваться судьба в интересующий период времени, то есть делать прогноз. Один из подразделов натальной астрологии - синастрия - изучает проблемы взаимодействия двух микрокосмов (двух людей или, например, человека и коллектива).
Мунданная астрология изучает большие общности людей - нации, государства - их взаимодействие, развитие, политическую и экономическую деятельность.
Астрология инициатив (Катархе) - к этой группе относятся хорарная и элективная астрологии, имеющие дело с человеческой инициативой.
Хорарная астрология изучает гороскоп, построенный на момент постановки некоторого вопроса и оценивает перспективы замысла, связанного с этим вопросом. Элективная астрология выбирает наилучший момент для реализации замысла.
Астрология – знание, построенное на глубоком космизме и эзотерическом символизме. Это знание гармонично и всеобъемлюще в духовном выражении, исторически ценно и не имеет временных ограничений. На протяжении многих тысячелетий формировался современный астрологический графический облик, тот совершенный облик, который поражает философов, археологов, искусствоведов и культурологов. Наряду с тем, что подобные знания привлекают большое количество специалистов и интересующихся ими людей, многое остаётся туманным или загадочным, необъяснимым или просто забытым. Говоря о символах применяемых в астрологии, следует сказать, что они имеют весьма определённое значение, но зачастую, как и многие окружающие нас символы, либо не интерпретируются, либо трактуются достаточно вольно.
Рассматривая символы планет и знаков Зодиака, во-первых, следует отметить их многоплановость, которая отражена входящими в них элементами. Каждый элемент знака-символа несёт духовную смысловую нагрузку, определяя соответствующее энергоинформационное содержание. Во-вторых, сами элементы знаков и символов, обладая собственной характеристикой, позволяют описать систему, которую они составляют своими конфигурациями. В-третьих, определяя систему (знак или символ) привнесёнными качествами, элементы и сами адаптируются к свойствам и функциям целого (знака или символа), получая некоторую специфичность, обретаемую в процессе взаимодействия с совокупными элементарными множествами.
Наиболее простыми элементами можно считать отрезок прямой, как часть бесконечной пространственной прямой, и кривую линию (дугу), которая замыкается в окружность или образует в пространстве бесконечную спираль. Эти элементы определяют формы и строения, а так же виды (направления) движения материальных и нематериальных (духовных) субстанций во Вселенной. Галилей, как приверженец Платона, излагая систему мира Коперника, говорил, что круг совершенен не только с эстетической и математической точки зрения, но и с позиции механики. Соответственно, по его словам: «круговое движение естественно присуще телам, составляющим Вселенную и размещёнными в наилучшем порядке; прямолинейное движение сообщается природой телам и их частям только там, где они размещены в плохом порядке, не на своих естественных местах». Иоганн Кеплер считал «естественным» для физического мира не круговое движение, а прямолинейное, подкрепляя доводы движением небесных тел и человеческого тела. По его заключению «все мускулы действуют согласно принципу прямолинейного движения… последовательно сжимающимися и разжимающимися». Круговое движение он считал идеальным движением с точки зрения метафизики и допускал отклонения от окружности для реальных физических тел. Обобщая взгляды Галилея и Кеплера, можно сказать, что в тонкоматериальном, идеальном метафизическом мире предпочтение принадлежит дуге, окружности и её производным (спирали), с некоторым присутствием прямолинейности. В реальном мире, мире материального господства, преобладает прямолинейное движение и прямолинейные формы, с некоторым включением криволинейности (дуги, окружности, спирали и т.д.). Это более наглядно может продемонстрировать символическое значение фигур круга (составленного из кривой или дуги) и квадрата (составленного из прямых линий).
*********
Литература
1. Маркина Н. Ю. Ключи к интерпретации гороскопа. – М., 1994.
2. Левин М. Б. Метазодиак. Двенадцать граней одной сущности. – М., 1996.
3. Пенник Н. Магические алфавиты. – Киев, 1996.
4. Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты.
5. Гудман Ф. Магические символы. – М., 1995.
6. Гусев А. Б. Тайный Зодиак. – М., 1998.
7. Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. – М., 1994.
8. Христианская астрология. В. Лилли
здесь и далее Автор статьи © Валерия Седова, для Teurgia.Org, 2013 год