Данная африканская богиня выпала мне как богиня, дающая ресурс и здоровье. Поскольку люблю темнокожих, намерена испытать счастье и попробовать наладить с ней контакт, хоть бы номинальный, воззвав так же и к покойному отцу, ибо если он упокоился, то как раз на землях Африки. Посмотрим, что из этого выйдет. Пока тут оставлю информацию про данную оришу. Источник - информация из группы в вконтакте.
Ойя (Oya) - Афро-кубинская богиня - Ориша ветра и урагана, женщина-воин. Так же она стоит на страже в загробный мир и охраняет кладбищенские ворота. В танце основная черта - агрессия. Движения очень пластичны, но совсем не женственны. Считается что Ойя в танце своими метелками лишает (очищает) воздух от его смертоносной, негативной силы. Она повелевает всей воздушной стихией на земле, поэтому в танце она стремительна как ветер, закручивающийся в вихрь.
Ойа (OYA), а также - Yansá (на древнем африканском языке - Йоруба)
Афро-кубинская богиня - Ориша ветра и урагана, женщина-воин (можно провести аналогию с амазонкой из древности и феминисткой из современного мира). Так же она стоит на страже в загробный мир и охраняет кладбищенские ворота.
Религия: Сантерия (синкретизм католицизма и языческой африканской веры).
Католический Святой: Святая Тэрэза. Ее праздник отмечают 2 февраля. На Кубе Ойя также называют - la Santa Virgen de la Candelaria.
Приветствие: ¡Jekua Jey Yansá!
Число: 9
День Недели: Среда и также пятница.
Цвета: Темно-красный, бардовый или винный, или тёмно-коричневый и обязательно еще 9 любых других цветов. Костюм Ойя очень пестрый благодаря такому многоцветию.
Iba Oya yeba Iya mesa Oya,
Orun afefe Iku lele bioke,
ayaba gbogbo le'ya obinrin,
Перевод: Я почитаю Ориша Ветра, Старшую Мать.
Ветер Небес несет Предков.
Королева всех женщин,
Ogo mi ano gbogbo gun,
Orisa mi abaya Oya ewa O'yansa. Ase.
Перевод:Всегда защищай меня своей силой, Мой хранитель, Ориша Ветра и Мать Девяти.
Украшения: Девять медных браслетов, девятиконечная корона. В дополнительных атрибутах Ойя присутствуют все символы, которые связаны с работой, смертью и охотой: стрела Ochosi (бога охоты), копье, лопата, каса, мачете - ее излюбленное оружие войны и молот Ogunа (бог кузнецов, металла и войны), повозка (отождествляется с путешествием в загробную жизнь), змея (олицетворяет собой злость), молнии Changо (бог грома и молний)- когда злится, считается, что Ойя бросает их ртом. Но ее основной атрибут, с которым она всегда танцует - это одна или две метелки, сделанные из конского хвоста с деревянной рукояткой, украшенной бусинами 9 цветов. Такая метелка называется "Afiza" , а также "iruke".
Что любит Ойя: Сливы, папайя, лианы, камфару, фиолетовый авокадо, баклажан, гранат, высушенный стручок с семенами дерева "flamboyan".
Как танцует Ойя: Основная черта характера и танца Ойя - это агрессия. Ее движения очень пластичны, но совсем не женственны. Во время танца в одной руке у нее может быть мачете для сражений, в другой - метелка (iruke) или же она держит в обеих руках метелки из конских хвостов и раскручивая ими приводит в движение воздух, во время смерчи и урагана, а также грозы как на суше так и в океане. Считается что Ойя в танце своими метелками лишает (очищает) воздух от его смертоносной, негативной силы. Она повелевает всей воздушной стихией на земле, поэтому в танце она стремительна как ветер, закручивающийся в вихрь.
Ойа - богиня ветра, хранительница кладбища и рынка. Жена Шанго. Разлучница. Единственная Ориша, которая имеет власть над мертвыми. Ответственна за связь с умершими. Она - сострадательная Ориша, потому как разрешила многим умирающим детям жить как подарок их родителям. Кладбища известны как дом Ойа. Любой, кто использует мертвые тела или части мертвых тел в своих церемониях, должен отдать оплату и уважение к Ойа. В местах, часто посещаемые духами, призывают Ойа, чтобы убрать этот дух. Жертвы должны быть сделаны, чтобы гарантировать, что она заинтересуется вопросом. Ойа - Ориша торнадо и крутящих штормов, ураганов и бурь, которые она может как вызывать, так и усмирять.
Четыре ветра - во власти Элегбы, Орунмилы, Обаталы и Ойа. Ойа имеет такое ужасное лицо, что любой наблюдающий это будет поражен безумием или слепотой. В церемониях, где Ойа спускается, никто не рассматривает ее. Когда она обладает кем-то, она одевает красное креповое платье или цветное платье, и плетет multicolo из красных лент вокруг своей головы. Она танцует только танцы воина. Когда ее "дети" входят в транс, некоторые из них могут брать в голые руки угли.
Ойя - богиня торнадо, ведьма и королева кладбищ – Жена Чанго – женщина Воин. Невероятно коварная и бесстрашная. Страстная и хитрая. Она - Ориша немыслимых ураганов, бурь и буйств природы. Имеет власть над Эгунгун. Она – волшебная, храбрая заклинающая. Её готовность к войне непостижима. Правитель рынка и владыка ворот кладбища.
Женщины, желающие очень удачно выйти замуж, стремятся получить инициацию в Ойя, после чего они делаются просто неотразимы. Ойя – это бешеная страсть. Ойя – именно тот шаг - от любви до смерти. Ойя – Всё или ничего. Победа или поражение. Награда или смерть. Это Роковая Женщина.
В “Таис Афинской”, жриц храма Артемиды, мужчины должны были взять одним рывком, разорвав сетку, в которую жрицы были одеты… Если не удалось – это верная смерть…их убивали жрецы и это говорит Ойя.
Ойя, та, кто остановит разбушевавшегося быка, взяв за рога – её смелость и готовность к бою, выше мужчин – воинов. Мужчина, взявший такую жену – герой.
Оду – Osa Meji и др.,
День – четверг.
Символ – череп быка с двумя рогами, короткий женский меч.
Цвет – белый и чёрный или цвет сухой крови.
Адиму – Чистая прохладная вода, масло какао, белая фасоль, баклажаны, красное вино, белый мел.
Эбо – кошки, горлицы, куры, козочки.
Табу – мужские животные, соль.
Елеке – белые и чёрные бусины.
Ewe – кипарис, камфорное дерево, петрушка, белладонна и мн.др
Орики
Oya yeba Iya mesa Oya,
Orun afefe Iku lele bioke,
ayaba gbogbo le'ya obinrin,
Ogo mi ano gbogbo gun,
Orisa mi abaya Oya ewa 0'yansa.
Ase.
Женский Ориша OYA. Она не хозяйка кладбища как многие уверяют, хотя она одна из его обитателей и охраняет его двери. Она представляет собой чистый воздух, одна из 5 фундаментальных составных частей, река Нигер, к тому она “feicita” (секретарша) Olofin и Orunmila, сельская, очень ловкая охотница, выходит на охоту с Оришами Odde и Oshosi, она одновременно сладкая и ужасная.
Она была замужем за Oggun и он ее бросил из-за того, что она напивалась, у них родился сын Arona. Она тоже жила с Ошосы и у них была дочь. Жила с Olokun и родился сын Eshu Alakentu, жила с Шанго, с которым у нее родились два брата близнеца “Ibeyis” по имени Taweo и Kainde. У Oya есть старшая сестра Ayao (Ajao), которая является дочерью Eronu и Bronsia. Еще у нее есть другая сестра Ayalaketu (одноглазая), которая живет на кладбище. Oya коммерсантка, хозяйка площади, научилась к навыкам торговли в поселках и городе Ова Nаni. Oya - дочь Oye и Afabile, последняя - дорога Obatala, она воспитала Baba Afebile, который является очень старым Obatala, (его на голову не сажают) и живет в атмосфере, поддерживая чистый воздух для жизни людей под мандатом Olofin. На земле Ararа, ее называют “Adane Kurene”. Oya - истинная хозяйка “Oggue” (рога – атрибут , который идет в горшок Ориша Шанго, которые вручают Ориша Shango в знак объединения с нею). Ее ”Oggue” делаются с рогами козы, которую дают в эбо во время Ориша инициациb Оуа и козла для Elegba. Oya перестала есть Abo (баран) в Оду Ифа Osa kuleya (9-3), чтобы спасти Ibeyes (ее детей), поэтому дети Oya не едят Abo. Oya объединилась неразлучно с Oshun в Оду Ифа Окана Сорде (1-6), и говорят, что нет Oya без Oshun и Оshun без Oya (“Oya tonti Oshun, Oshun tonti Oya”). У нее есть специальные церемонии, где она ест Abo вместе с Ориша Шанго и Orun, чтобы спасать и давать жизнь своим детям. Дочки Oya могут быть матерями Оni Shangо (детям Ориша Шанго), ее ota (камни) - Cuyuji или камень молний (камень, который образуется в результате падения молний). Orisha Оуа не может отсутствовать у Babalawo, так как она очень важна в культе Orisha, Eggun, Ozain, Orun и Ifa. Ее называют “монстр 9 голов” из-за власти своего Ozain, который собирается крестным отцом Babalawo и посвящается с Orun и Ashekuele, с 9-тью головами из кожи и многими секретными элементами, среди которых leri eyele (голова голубя), leri etu (голова гвинейской курицы), черви, тараканы, короеды , стружки металлов, пыль мрамора, разные травы, иеросун ( порошок Орунмила) … и многие другие секретные ингредиенты. В каждую голову загружают свои ингредиенты и делается им эбо с голубем, который потом относят на кладбище с eku, eja и awado, (крыса, копченая рыба и жареная кукуруза), Офун (сушеная яичная скорлупа) среди других ингредиентов. Горшок Оуа ставят на деревянном алтаре, который держит эти 9 голов. Oya также называют Adelaye и она истребляет с огнем всех врагов, она известна также под именем Оrisha Bomibata, у которой есть охранник, который является стариком названным Lajigbo.
Мифологические заметки об Оуа.
Оуа, в нашем кредо, это одна из пяти самых важных составных частей в этой жизни. Она - секретарша Olofi, потому что она - первая, которая знает все в этой жизни, так как она воздух. Представьте себе, что было бы с нашим миром без воздуха, которым мы дышим, и что было бы с растениями и всеми теми, кому необходим воздух, чтобы жить. Поэтому в церемониях Итуто (умершего) ищут дочь Oya, для того чтобы она танцевала “барабан”, так как она представляет смерть человека. Если есть больные, то у нее надо просить здоровье для этого человека. Однако, когда она злая (это когда у нее есть признаки Oggun и Changо), она фальшивая и плохая,как ураган. Ее муж Oggun, которого она бросила из-за любви к Шанго – мужчина ее жизни. Ориша Оба научил ее сражаться. Ее воспитывала Ориша Yemayа.
***
Продолжение...
Ее инструменты (атрибуты)- корона из девяти пиков (у основания короны есть все атрибуты Ориша). Присутствуют все символы, которые связаны с работой, смертью и охотой: стрела Ochosi, копье, лопата, мачете (ее излюбленное оружие войны), повозки (она представляет смерть), змея (представляет злобу), изображение молнии (когда злится, она их бросает ртом, потому что она как Changо появляется в молниях, молот ... Oya - Oricha полей (Иле Оку: дом умерших). Хвост, с которым она чистит всех от смерти, называется “Afiza”. Oya - Allaba (королева). Этот хвост делается из хвоста лошади и в него вплетается палка с бусами 9 цветов.
Ее горшок цветной (доминируют красный и розовый цвет), куда входят 9 Ота (камни средних размеров), 9 Odan (обручи или браслеты, с которыми она отдаляет смерть). Восемнадцать ракушек каури, белое мыло… Когда делают Ориша инициацию Oya, сыновья Yemayа и Changо не могут участвовать в этой церемонии. Ее называют Оуа или Yanza.
В христианском синкретизме ее сравнивают со Святой Tеresa de Jesus.
Oya – означает плохой ветер, вихрь, циклон, ураганный ветер и молнии. Она - мать огня. Она живет в пещерах и могилах, работает с умершими, манипулирует червями. Она бросает молнии во мглу. Она обладает хвостом черной лошади (Irukere). Она - сильная и храбрая богиня, но боится мелких ящериц. Одевается, наматывая на тело радугу с 7 цветами.
Оуа вызывают, касаясь пола пальцами и говоря: “Jekua, Yeri, Yansa, jekua Jey!”.
Она очищает своими юбками дороги жизни.
В религии Пало ее называют Centella, Centellita, Viento Malo, Remolino y Noche Oscura (Молния, Маленькая молния, Плохой Ветер, Вихрь и Темная Ночь).
Когда она страдает, идет грустно с накрашенным белым лицом и фиолетовыми губами . Ее излюбленные украшения - ракушки. Она отвергает церемонии барабана и секса, она - богиня грусти и тревог.
Характерные черты для Омо (детей) Оуа:
Скрытные люди спокойного характера как бриз, но когда они сердятся, превращаются в бурю. Они ветер, им не нравится быть заключенными в одном месте, они очень легко утомляются от ежедневности и монотонности. Они в некоторых случаях крайне верные, а в других подвержены супружеским приключениям. Во всех случаях они очень ревнивые.
Оуа мятежная богиня, но справедливая, наказывает неповиновение электрическими разрядами, внезапными изменениями температуры, которые вызывают смерть; она использует это наказание, когда люди потеют.
Йоруба почитают её, как хозяйку реки Нигер. В Триаде Древних Матерей она представляет материнскую силу и страсть. Ойя - Ориша воин и Ориша ветра, представляет ветры изменения. Как патронесса рынка она создает изменения в благосостоянии. Она была женой Огун, пока Шанго не украл ее далеко не самым романтичным способом. Теперь она главная жена Шанго, лорда грома и изобилия. Когда она стала женой Шанго, она украла у него тайну молнии и огня и теперь сражается на стороне Шанго, плюя огонь и стреляя молнией изо рта. Она посылает Эгун в бой, как своих солдат на войну.
Она отчаянно защищает своих детей и отвечает на их просьбы в неожиданной, внезапной форме. Говорят, что, если Вы попросите ее о новом доме, то она пошлет торнадо, уничтожит ваш нынешний дом и вы будете вынуждены действовать так, чтобы получить новый.
Ее сила связана с молнией, торнадо, кладбищами и смертью. Ойя высокая, величественная и жестокая в сражении. Она - Ориша творческой энергии и действия. Говорят, что каждый вдох, который мы делаем - подарок Ойя.
Она обычно изображается как спортивная черная женщина, носящая юбку девяти различных цветов, неся мачете в одной руке и черный Ируку в другой.
Она также представлена Быком потому, что она превращается в дикого Быка.
Ойя - богиня ветра. Она - бриз, который охлаждает нас и она же - ярость бури. Ойя - невидимое движение воздуха в атмосфере, чьё действие отражено в броске грязи, качание деревьев и других подобных явлениях.
Она также связана с флюгерами, лодками, ветряными мельницами, пылесосами, бумажными змеями, воздушными шарами, планерами и самолетами.
Ойя забирает последнее дыхание умирающего, но она также воздух, который поддерживает жизнь на земле. Она - свежий воздух, который охлаждает и освежат землю, и она же - дыхание, которое Олодумаре вдыхает в человека.
Ойя - воин, воплощение решительного изменения, торнадо, удара молнии, которая пересекает всё небо. Она - также хозяйка ворот кладбища и рынка - двух мест, где происходят самые сильные и внезапные изменения.
Она - патронесса рынка. Рынок - воплощение её идеала, именно здесь происходит резкая смена благосостояний и изменения человека; бедный становится богатым, а богатый бедным, товары и люди идут бесконечным потоком. Она также представляет разрушение старого общества, дающее дорогу новому. Ей дана сила уничтожать города и области, возвращая их назад к их первоначальному состоянию. Она выполняет это, посылая торнадо, циклоны и ураганы, которые уничтожают все на своём пути, вынуждая человечество строить новые города.
Её место силы - ворота кладбища, где она управляет мертвыми. Многие пользуются ее помощью, если только не являются детьми Емайя. Она помогает нам понять изменение в жизни, получить благосостояние через взаимодействие (подобно рынку) и помогает получить более глубокую связь с предками. Ее святыня - глазированный керамический закрытый горшок покрытый разноцветными красками. Ее основной цвет коричневый - цвет высушенной крови. Она часто одевается в девять различных цветов, чтобы показать свою связь и право на мертвых (9 является числом мертвых.) Ее число - также 9.
Ойя - королева кладбища. Говорят, что ее дом - кладбище и что духи мертвых является ее предметами. Ойя - ветер смерти, который кружит и воет на кладбище. Ойя понимает смерть. Ойя связана с кроватью, которая символизирует место отдыха и финала. Кровать символ близости смерти, когда человек спит и потому что о кровати думают, как о наиболее мирном месте.
Аспекты Ойя
Существует всего два аспекта Ойя
Ойя - Ойя во влажных проявлениях
Янса - Ойя в сухих проявления