Сущностные и случайные свойства, или чем отличаются «спрайты» от «неорганов»
Эссенциальные и акцидентальные свойства
Представьте, что перед вами множество котиков. Все они отличаются друг от друга. Один большой, другой маленький, один рыжий, другой серый. У каждого — свой уникальный окрас. Несмотря на это, мы легко понимаем, что все эти котики — котики. Даже квадратный котик нас бы не смутил.
Квадратный котик
Как нам это удаётся — далеко не такой простой вопрос, и в рамках современных научных представлений он в полной мере не отвечен. Аристотель и его продолжатели, делали из этого следующий вывод: есть свойства сущностные — без которых котик не может являться самим собой и которые происходят от сущности вещи, а есть свойства «случайные» или акцидентальные, которые на сущность котика не влияют.
Другой часто приводимый пример — это дом. Дома бывают самые разные: разного цвета, этажности, высоты, длины и так далее, однако несмотря на то, что все эти параметры могут изменяться мы легко определяем, когда дом является домом, и легко замечаем, если дом не вполне полноценный, например, если у него нет крыши.
Подушечка для булавок
Если мы немного подумаем над этими двумя видами свойств и примером с домом, то обратим внимание еще на два момента.
Во-первых, подавляющая большинство свойств, непосредственно воспринимаемых нами нашими органами чувств, являются акцидентальными. Дом может быть белым или серым, высоким или низким, даже быть очень разнообразным по форме — но при этом мы каким-то образом знаем, что это всё еще дом. То же самое можно сказать про отдельные составляющие дома — например, дверь. Она может быть двухстворчатой или одностворчатой, деревянной или железной (т.е. отличаться по форме, цвету и тактильному ощущению), но при этом всё ещё остаётся дверью. «Сущность» же дома хотя и является нами мгновенно понимаемой, но не является непосредственно воспринимаемой.
Во-вторых, это невероятное разнообразие акцидентальный, «случайных» свойств не является полностью произвольным. Сущность предмета задаёт два основных направления, согласно которым группируются акцидентальные свойства. Первое — это внутренняя структура вещи, которая задаёт наличие элементов и их соотношение между собой, а второе — функция, которую выполняет вещь и её элементы. Например, «дом» требует наличия «двери», чтобы в него можно было попасть, а также наличие «крыши», которая будет защищать его обитателей от непогоды. У обоих этих элементов между собой особые отношения — так, крыша обычно находится выше двери. При всём богатстве возможных акцидентальных свойств их диапазон ограничивается структурой и функцией «дома», поэтому в схоластической философии иногда приводится аналогия с подушечкой для булавок: последняя здесь является сущностью, в которую плотно натыканы булавки с разноцветными головками — то есть «случайными» свойствами. Особенности «подушечки для булавок», то есть ее сущностные свойства определяют то, как могут быть «натыканы» акцидентальные свойства.
Чем отличаются «спрайты» от «неорганов»?
Относительно природы обитателей сновиденного мира можно придерживаться разного мнения, однако практика показывает, что в феноменологическом отношении они неоднородны. Когда-то для себя я их поделил на «обычных» и «автономных».
(Обычные) Эту категорию персонажей часто называют «спрайтами», название, которое пошело от Хакеров Сновидений. На западе их называют «regular DC». Они отличаются тем, что не понимают, что находятся во сне, многие из них бывают «туповаты» и общение с ними бывает по этой причине затруднено. Также у сновидца, который пытается управлять ими, читать их мысли, т.е. обращаться с ними как с любым другим объектом сновиденного мира, обычно не возникает затруднений, и они (относительно) легко поддаются его контролю.
С подачи Хакеров сновидений в русскоязычной сновиденной среде таких снообитателей стали называть «спрайтами», что идет от старой технологии анимации, когда движение игрового персонажа передавалось несколькими картинками: персонаж в профиль, анфас и еще несколько. В контексте рассматриваемой темы следует отметить еще одну важную особенность таких персонажей: ими очень легко манипулировать. Можно менять внешний вид, можно легко втянуть в ладонь, можно натянуть на себя… С другой стороны, изменения, проделанные с ними, могут держаться недолго. Как это интерпретировать в рамках нашей «схоластической» модели?
Сущность «спрайта», его основа такова, что она позволяет его легко приобретать акцидентальные свойства, соответствующие ожиданиям сновидца или сюжету сновидения. Достигается это за счёт её относительной простоты, то есть простоты её структуры. Мы могли бы, в духе рассказанной выше аналогии, представить себе тонкую и мягкую подушечку для булавок простой формы: в неё легко втыкаются самые разные булавки, но также легко и выпадают. Простота структуры имеет и свои недостатки: спрайт легко приобретает внешний вид и те или иные особенности поведения, но также легко их теряет, что делает его легко изменчивым, а его поведение, зачастую, не вполне адекватным, особенно, когда сновидец уклоняется от следования сюжету сновидения. Главным сущностным свойством «спрайта», по-видимому, и является играть роль в последнем.
Иное дело автономные персонажи, которые включают в себя весьма разнообразный спектр снообитателей, но значительно отличающихся от спрайтов. В своей статье 2010 года я выделил следующие типы:
«сновиденных помощников» — повторяющиеся персонажи, которые помогают сновидцу и дают ему полезные советы. Воздействие на таких персонажей часто может быть затруднено.
«Липучки» – DC, которые стремятся прикоснуться к тебе, держать за руки и другие части тела , при этом может наблюдаться ухудшение и/или потеря осознанности.
персонажи, которые похожи и ведут себя так, как если бы они были бы другими сновидцами.
«Тени» – судя по русскоязычным и англоязычным форумам, они есть у многих. Первую «тень» я увидел во втором ОСе.
DC, от которых исходит Сила. Некоторые воспринимают как поток страха, но т.к. я не очень во снах эмоционален, то для меня это вопринимается как энергия, «вдавливающая в землю». Я бы не сказал, что такие DC обязательно агрессивны, скорее это у них такое врождённое свойство, типа «аура» .Воздействие на таких персонажей может быть затруднено, т.к. они сопротивляются .
Понятно, почему ими сложнее манипулировать. Во-первых, они имеют более сложную сущность, чья структура ограничивает набор акцидентальных качеств, который они могут принимать, а именно из акцидентальных качеств складывается то, что мы непосредственно видим (слышим и т.п). Во-вторых, их сущность сама по себе может ограничивать возможность манипуляций со стороны сновидца, в то время как сущностные свойства спрайтов, наоборот, облегчают это. Некоторые виды сновиденных обитателей и вовсе могут испытывать затруднения с тем, чтобы удерживать на себе акцидентальные качества из доступного репертуара.
Я смотрел на помещение, похожее на общественную душевую. В ней была девочка и мужчина. Мужчина расплылся в какую-то массу, а несколько секунд спустя это сделала и девочка. Началось изменение форм, в котором была определенная закономерность: два элемента, пытающиеся приобрести форму, но тут же ее теряющие. Когда в грязевидную массы расплылись две собачки, я сказал себе: «Хватит!» и сделал усилие, чтобы покинуть это место. Было ощущение, как будто вышел и захлопнул дверь.
Очевидно, что я столкнулся с чем-то необычным — настолько необычным, что моя система интерпретации не могла облечь это в стабильный образ. Между тем в этом калейдоскопе была определенная закономерность: два элемента, один мужской и один женский, и один из них «доминирующий», то есть у существа была своя внутренняя стабильная структура, остававшаяся неизменной несмотря на смену внешних форм.
«Ангелы и неорганы»
«Подушечка для булавок» у встреченного неоргана оказалась такова, что «булавки» цеплялись плохо. Однако некоторые его сущностные свойства и его структура были, тем не менее, заметны. И здесь может возникнуть вопрос — а можем ли мы непосредственно — в обход акцидентальных свойств — воспринимать сущность и структуру подобного снообитателя? Схоласты бы, которые не очень, следует отметить, интересовались сновидениями, скорее всего, сказали бы, что нет, и нормальный способ это делать — это интеллектуальное понимание, подобное тому, которое я и продемонстрировал. Понял же я, что его структура — это два элемента, один мужской и один женский? Однако у Карлоса Кастанеды по этому поводу было другое мнение, которое мы рассмотрим в следующий раз.