Скандинавская мифология как древнее описание строения психики, параллели с представлениями психологии./b]

Введение: Зачем Я написал этот текст
Три уровня вселенной и три поколения богов
Первое поколение: «Йотуны01» великаны и драконы — Рептильный мозг
Второе поколение: «Ваны02» — Лимбическая ситема
Третье поколение: «Асы03» — Неокортекс
Эволюция психического содержания на примере фигур Одина и Локи
Локи как Тень Одина
Выводы

Введение: Зачем Я написал этот текст
В своем выступлении на TED[1] ученый-когнитивист Дональд Хоффман утверждает что мы не видим мир, какой он есть на самом деле, мы создаем (реконструируем) в своем сознании некую «реальность», достаточно условную (он проводит аналогию с интерфейсами современных операционных систем с иконками), которая позволяет нам выживать и приспосабливаться в своей среде обитания, взаимодействуя, в основном, с близкими нам самим по свойствам объектами.

Я считаю, что сознание человека нарративно драматургично и антропоморфично — мы воспринимаем действительность и накапливаем опыт необходимый для выживания и приспособляемости к окружающей среде, в той форме которая нам наиболее привычна и удобна. И, следует учитывать, что данная «привычка» формировалась на протяжении миллионов лет эволюции всей жизни на земле.

Мы социальные животные и поэтому человеческие существа это основные объекты с которыми мы взаимодействуем в жизни, и по частоте, и по значимости, — таким образом опыт общения с человеческими существами у нас самый обширный и мы склонны проецировать его на прочие объекты и наделять их человеческими свойствами.

Таким образом Я считаю изучение древних форм человеческой познавательной деятельности, мифологической или философской, полезной как раскрывающей как раз структуру нашей собственной (человеческой) психики, так как древний мыслитель, в своей наивной любознательности, проецировал на действительность свое собственное психическое содержание.

Самопознание, понимание устройства собственной психики и принципов ее функционирования — важный этап на пути саморазвития.

Три уровня вселенной и три поколения богов
Скандинавская космология говорит о существовании девяти миров: Асгард — это царство Асов, Лёссальфхейм — цаpство альвов-эльфов (полубогов и обожествленных духов предков), Муспельхейм (название означает «обитель огня» или «царство страсти») — это место подобно электрической энергии, постоянно расширяющейся от своего источника, Ванахейм — это обитель Ванов, ваны являются разумными силами, управляющими органическими процессами и природным изобилием, поэтому Ванахейм иногда назывался «местом мира и изобилия», Мидгард — в этом "Среднеземье" живет человечество, Йотунхейм — это обитель гигантов, наделенных исполинскими размерами и великой силой, это царство интеллекта и воображения; и то и другое обладает устрашающей мощью, Нифельхейм (название означает «обитель туманов») — противоположность Муспельхейму, взаимно дополняющая его, место иллюзий, где внешние формы находятся в соответствии с внутренней сущностью наблюдателя, Свартальхейм — свартальвы-сваpтэльфы то же, что "карлики"-цвеpги (карлики, как и лайтальвы, являются духами предков и полубогами, но они лишены интеллекта и духовности, олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру), Хель — царство мертвых, а также сил вселенского разрушения.

Условное деление скандинавской космологии на верхний, средний и нижний миры можно соотнести с делением психики, как в топографической модели доктора З. Фройда на: сознание, предсознательное и безсознательное (в более поздней обновленной модели: Суперэго «Сверх‑Я», Эго «Я», Ид «Оно»), так и со структурой психики по доктору К.-Г. Юнгу: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное.

С другой стороны, население этих миров появилось не всё одновременно, а имеет свооё происхождение и историю.  Фрейя Асвинн, анализируя северную мифологию делает вывод что: великаны — инеистые, горные и огненные — символизируют грубые силы Природы в их первозданном виде. Вероятнее всего, что изначально великаны были богами первобытных людей с анималистическим мировоззрением, населявших в древности территорию Северной Европы. Новая религиозная идеология, основанная на поклонении Земле и культе плодородия породила новых богов — Ванов — божества воды и земли, а предыдущие боги стали их противниками. Асы же — божества огня и воздуха. Они, по-видимому, появились позже ванов и на других территориях и сменили их в ходе переселения племен и завоеваний. Отражение смены социально-культурных традиций в народной памяти нашло свое место как генезис небожителей и войны между ними.

Меня в этом интересует аналогия в смене поколений «богов», через восстание последующего поколения, победу над предыдущим и установление своей власти — аналогия с эволюцией психики, с повышением уровня осознания и сложности психической жизни, как в масштабе всей эволюции видов, так и на уровне развития личности.

Первое поколение: «Йотуны» — «рептильный» мозг
Согласно скандинавской мифологии самое первое живое существо — великан Имир возник от взаимодействия тепла и холода в Мировой Бездне. Из капель его пота возникли его сын и дочь, а от них пошло «исполинское» племя —  инеистые Великаны «Хримтурсы». И первый великан, и его родичи были «злыми и глупыми», «жестокими и коварными, как лед и пламя, их создавшие» и было у них «только желание рушить и убивать». 

Йотуны являются непримиримыми врагами Асов, но их характеры описаны лишь общими штрихами, только один из них — Локи, являющийся одной из осевых фигур скандинавской мифологии, раскрыт более подробно.

Великаны ассоциируются с хаосом, со стихийными силами природы — мощными, неподконтрольными и потому опасными, они обитают в мире называемом «Утгард», буквально «то, что за оградой», который описывают как чужую, враждебную людям землю, не окультуренную человеком, «не знающую семени и сохи». Происходящий из рода великанов бог Локи — напрямую называется «богом огня», и говорится что Асы приняли его к себе за «необыкновенный ум и хитрость», а так же за то что он неоднократно выручал Асов своей «изворотливостью и сообразительностью» из больших опасностей, которым сам же часто и подвергал своими «проделками и шалостями». Локи описывается как «высокий ростом, смел и красив,  но он очень зол и коварен». «От бога огня всегда можно ждать и плохого и хорошего, и поэтому никто не может на него положиться.» Его образ амбивалентен и имморален.

Так же великаны имеют животные черты — «кто в шкуре волка, кто в чешуе змея, кто в оперении орла...». Локи так же в своих приключениях неоднократно проявляет животные черты или способности к оборотничеству: он превращается в муху докучающую гному-кузнецу Синди, в образе лосося спасается от гнева Асов, и даже способности смены пола: превратившись в кобылу он сманил коня Свидильфари и родил от него восьминогого коня Одина  Слейпнира, или принимает образ великанши Токк.

По многим признакам, как внешним, так и функциональным, Я так же считаю образы драконов идентичными образам великанов: и те и те представляют собой древние гигантские создания, являются «детьми земли», обладают огромной силой и животными чертами, персонифицируют природные стихийные силы не подвластные воле и разуму человека, и представляющие потенциальную опасность, а при неправильном обращении — разрушительные и смертоносные.

В структуре психики эти персонифицированные структуры представляют безсознательные, инвазивные процессы и импульсы, скорее относящиеся к коллективному безсознательному—фундаментальные видовые инстинкты.

Ранее, Я ассоциировал эту часть с «ретикулярным/рептильным мозгом» (R-complex) из теории «триединого мозга» Пола Маклина (Пауль Мак-Лин) (так же приобрела популярность благодаря книге Карла Сагана «Драконы Эдема» 1977), но в процессе подготовки данного текста выяснил, что сейчас теория считается ошибочной, но если не воспринимать ее буквально «анатомически» она хороша в качестве образной и интуитивно понятной метафоры.

Это функции базового поведения, выживание вида, основанное на простейших реакциях (сражаться / бежать / замереть), на которых основаны инстинкты питания, защиты территории и размножения. Это автоматическое реагирование в критических ситуациях.

Второе поколение: «Ваны» — лимбическая система
Параллельно с Имиром появилась корова Аудумла, она лизала соленые камни и на третий день вылизала из них новое существо, «во всем подобное человеку, хоть и не такое большое как Имир, но вовсе не злобное». «Его прозывают Бури, что значит Родитель. Он был высок и хорош собою. У него родился сын по имени Бор — Рожденный. Он взял в жены Бестлу, дочь великана Бёльторна, и она родила ему трех сыновей: одного звали Один, другого Вили, а третьего Ве. Это были первые асы».

О Ванах, как и Йотунах, нам известно не многое, кроме тех из ник кого приняли в Асгадр.

Один из таких Ньёрд — бог моря. «Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды.  Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого». «Нйорд богаче всех Асов и, как и все Ваны, очень добр». 

Богиня любви Фрейя  — богиня плодородия, любви, красоты. «Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Бризингамен, а когда она плачет, из ее глаз капают золотые слезы».

Фрейя — самая деятельная из богинь. Она одновременно и валькирия, и диса, так как одно из её имён — Ванадис. В первую очередь, она — богиня любви и войны, жизни и смерти. По своим функциям она противостоит Одину и, в то же время, дополняет его. Оба эти божества — шаманы, оба путешествуют между мирами в обличье животных. Оба получают равную долю воинов, павших в сражениях, и примечательно, что право выбирать первой принадлежит Фрейе. Как и большинство северных богинь, Фрейя связана с солнцем, которое ассоциировалось на севере с женским началом.

Сын Ньёрда Фрейр (близнец и двойник Фрейи) — бог лета и урожая. Он прекрасен собою и могуществен. Ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные. Его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей».

Здесь, и в предыдущих разделах, ваны представлены как чрезвычайно добрые существа, в отличии от злобных и хаотичных йотунов или рациональных и воинственных асов, похоже они представляют эмоциональную сферу психического и ответственны за социальные связи и взаимодействия. Я ассоциирую Ньйрда с Посейдоном, так же богом моря, он символизирует эмоции, которые могут быть переменчивы как морская погода, неистовы как шторм и глубоки как пучина. Эмоции могут воздействовать на рассудок и интеллект — «управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды», но так же содержат необходимые ресурсы мотивации для достижения благ и богатства.

Фрейя персонифицирует функции воспроизводства, любви и привлекательности, а так же эмпатию и сострадание. Так же, что мне кажется интересным, она обладает оборотническими способностями, как и другие, упоминающиеся в эпосе ваны, в отличие от которых асы совершенно не способны по своей воле и желанию изменять свой облик и неизменно антропоморфны. Это, как мне кажется, говорит о том что ваны и йотуны символизируют психические функции общие для людей и животного мира, асы же — исключительно человеческие.

Согласно представлениям современных нейроанатомов лимбическая система — это совокупность сложных регуляторных структур мозга, и в нее включают то что Пол Маклин ранее выделял в «рептильный мозг». Она выполняет три основные цели для выживания: доминантность, питание и размножение (выживание вида). Лимбическая система человека в мозге выполняет следующие функции: формирование эмоций, чувств и переживаний; память; выбор и коррекция модели подходящего поведения; обучение, переобучение; выработка пространственных навыков; оборонительное и поведение поиска пищи; выразительность речи; приобретение и поддержание различных фобий; работа обонятельной системы; реакция осторожности, приготовление к действию; регуляция полового и социального поведения (эмоциональный интеллект). Получая нервные импульсы от органов чувств (обоняния, зрения, слуха, а так же информацию о состоянии организма) лимбическая система передает команды более глубоким слоям (подкорке / «рептильному мозгу») о регуляции функционирования тела и поведении, при некотором контроле сознания (неокортекса).

Мне кажутся очевидными пересечения функций персонифицируемых ванами, на примерах Ньйорда, Фрейра и Фрейи с функционалом лимбической системы мозга. Или же части «Эго», в некотором роде предсознательные или частично осознаваемые.

Неокортекс и лимбическая система крепко связаны между собой множеством проводящих путей.  Новая кора выступает в качестве регулятора животных инстинктов: прежде, чем совершить какое‑либо действие, спонтанно вызванное эмоциями, человеческая мысль, как правило, проходит ряд культурных и моральных инспекций. Кроме контроля эмоций, неокортекс оказывает вспомогательное действие. Чувство голода возникает в глубинах лимбической системы, а уже высшие корковые центры, регулирующие поведение, осуществляют поиск пищи. Данное взаимодействие отражено в скандинавском эпосе в форме мифа о войне между Асами и Ванами, которая длилась очень долго с переменным успехом, так как силы были равны и никто не мог добиться победы. «Наконец, все устали от этой войны и назначили встречу для заключения мира. Но так как обе стороны по-прежнему не доверяли друг другу, Один предложил обменяться заложниками».

Как мы видим на примере Локи, Ньйрда и Фрейра/Фрейи, некоторое психическое содержание низших уровней  психики, или наследие предыдущих этапов развития оказывается настолько ценным и полезным для сознания, что привлекает к себе внимание и интегрируется.

Третье поколение: «Асы» — Неокортекс
Об Асах в легендах написано много, и, в особенности, о верховном боге пантеона — Одине, приведу лишь некоторые выдержки, дабы обрисовать их качества и функции.

Один — бог создатель и творец, а так же бог войны, дарователь побед и поражений, покровитель героев и сеятель раздоров, обладатель копья не знающего промаха и убивающего всякого, в кого попадет. Так же, воплощение ума, хитрости и коварства, он пожертвовал (правый) глаз ради обретения еще больших знаний и мудрости. От своих воронов он узнает что творится на свете ежедневно. Кроме того, бог поэзии, покровитель поэтов и сказителей, отец колдовства, заклинаний и владелец магических рун30.

Тор — бог грома, обладающий огромной силой и грозным оружием;  Бальдр — бог весны;  бог войны Тюр — самый отважный, смелый и благородный; Браги — бог поэтов и скальдов, он славится мудростью, а пуще того, даром слова и красноречием;  и Хеймдалль — страж богов, у него очень острое зрение, и прекрасный слух; Вали — отважен в бою и очень метко стреляет; Улль — так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться, к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством; Форсети — владетель небесных палат, и все, кто приходит к нему с тяжбой, возвращаются в мире и согласии.

Фригг — жена Одина, ей ведомы любые людские судьбы, она столь же мудра, как и владыка мира, но никогда не говорит о том, что знает; кроткая и нежная Идунн — богиня вечной молодости; забота богини Сьёвн — склонять к любви сердца людей, мужчин и женщин, ее именем называют любовь; богиня Вар помогает людям держать клятвы и обеты, которым они обмениваются; богиня Эйр — Пощада, Милость — покровительница врачей; аот богини Вёр, что значит Сведущая, ничего не скроешь, потому что она умна и любопытна; богиня Снотра, Мудрая, тоже умна и сдержанна, и ее именем зовут мудрых женщин и сдержанных мужчин; богиня Лефн освящает браки между людьми; богиня Син охраняет их домаот воров; а Сйофн старается, чтобы они жили мирно и дружно.

Новая кора – это часть мозга, присущая высшим млекопитающим. Зачатки неокортекса также наблюдаются у низших животных, сосущих молоко, однако они не достигают высокого развития. У человека же неокортекс – львиная часть общей коры головного мозга, имеющая толщину в среднем до 4 миллиметров. Площадь неокортекса достигает 220 тысяч кв. мм. Новая кора головного мозга человека классифицируется по трем функциональным зонам: сенсорная (эта зона отвечает за высшую обработку полученных раздражителей из внешней среды); ассоциативная (эта область коры отвечает за информационную связь между моторной корой и чувствительной); моторная зона (в этой части мозга формируются все сознательные движение). Кроме таких функций, новая кора обеспечивает высшую психическую деятельность: интеллект, речь, память и поведение. 

Как видно из вышеизложенного — Асы персонифицируют качества, навыки или искусства задействующие сознание, требующие рациональности, интеллекта, самосознания, самоконтроля, и прочих функций высшей нервной деятельности. Что позволяет их считать фигурами персонифицирующими функции новой коры, аспекты высшей нервной деятельности, а так же комплексы «Сверх-Я».

Эволюция психического содержания на примере фигуры Одина
Один — верховный бог скандинавского пантеона. Он повелитель асов и их отец, но сам он (а точнее, мужская, симвилизирующая пространство, троица северной космологии: Один, Вилли и Ве) — гораздо древнее. Многое свидетельствует в пользу того, что первоначально он был довольно скромным божеством и пробил себе путь наверх долгими трудами. Попытавшись выяснить, как развивался образ Одина, мы быстро обнаружим, что бог этот не только известен под множеством различных имён, но и обладает множеством разнообразных ипостасей и атрибутов, варьирующихся от местности к местности столь широко, что может показаться, будто под разными именами скрываются разные божества, не имеющие между собой ничего общего. Однако большинство исследователей полагают, что по существу речь идёт об одном и том же боге или архетипе. Его имена, начиная от самого древнего, таковы: Воданаз (Wodanaz), Водан (Wodan), Воден (Woden), Один (Odin), Вотан (Wotan). Таковы основные имена, под которыми этого бога знали северные народы на протяжении последних двух тысяч лет. Имена «Водан», «Воден» и «Вотан» различаются по звучанию, но не по значению. Однако с именем «Один» дело обстоит иначе. Будучи тождествен Водану, Один, тем не менее, выступает в иной ипостаси. Один — это, так сказать, Водан в дурном настроении.

Отличительные характеристики Одина развились, по преимуществу, в эпоху викингов. Водан же, в материковых районах Северной Европы с древности ассоциировался с погодой и урожаем. Можно вспомнить, к примеру, что первоначально Водан представлялся как грозовой великан или демон по имени Воде (Wode), что приблизительно переводится как «ярость». Постепенно он обрёл чрезвычайно сложную личность и превратился в мудрого бога-шамана, Водана/Одина; но яростную грозовую ипостась он сохранил, хотя она и отступила на второй план по сравнению с новыми атрибутами.

По своему происхождению Один — на удивление скромное божество. В самой древней форме он фигурирует в верованиях материковых германцев как яростный грозовой великан по имени Воде, собирающий души умерших. Его очень боялись, но культ его не был широко распространён. В этой своей древнейшей ипостаси Один дошёл до нас как легендарный предводитель Дикой охоты. Как бог мёртвых он позднее стал ассоциироваться с магией, тайнами, колдовством и рунами. По всей очевидности, он вытеснил Тюра и занял его место в качестве Небесного Отца, переняв при этом некоторые его атрибуты. Первоначально Тюр был богом войны, а Водан — покровителем тех областей, которые мы сейчас называем «оккультными». Один по-прежнему ассоциировался с мёртвыми даже в позднюю эпоху викингов. Классический его облик — мудрый старик, архетипический маг наподобие толкиеновского Гэндальфа. С войнами и битвами он стал соотноситься лишь позднее. Это следует понимать как отражение перемен в общественном укладе северных народов. Конунги и ярлы стали почитать Одина как своего покровителя, хотя изначально он был народным божеством. Превратившись в покровителя знати, Один приобрёл и черты вероломства и порочности, присущие правящему классу, что отразилось в ряде мифологических сюжетов. Этим объясняется утвердившаяся за ним в поздний период репутация клятвопреступника. Однако,  в большинстве сюжетов, якобы представляющих Одина вероломным, в действительности показана лишь вполне естественная и оправданная реакция этого божества на чужое коварство.

У Одина три ипостаси — Один, Вили и Ве, соответствующие трём основным функциям этого божества — воин, шаман и странник. Это символизируют три этапа инициации. На первом этапе Один выступает в роли воина-победителя, каковым он описан в «Круге земном» Снорри Стурлусона. В образе воина Один предстаёт и в «Видении Гюльви» (раздел «Младшей эдды», принадлежащей перу того же автора).

Рассмотрим последовательность событий, в ходе которых Один превратился из воина в шамана. После утверждения миропорядка явилась Гулльвейг, что стало причиной войны между асами и ванами. Принятое Одином решение сжечь Гулльвейг имело далеко идущие последствия, так как Гулльвейг олицетворяет один из аспектов Богини. Гулльвейг нередко отождествляют с Фрейей, которая в древнейших материковых источниках практически неотличимаот Фригг. Таким образом, этот поступок Одина можно истолковать как вытеснение женского начала с господствующих позиций и наступление патриархата. Несмотря на то, что Гулльвейг, по всей очевидности, представляет негативную ипостась Богини, тройное её сожжение повлекло за собой рождение норн. Так было положено начало цепочке необратимых событий. Один на этом этапе ещё не обрёл всеведение. Оно было даровано ему лишь после того, как он принёс себя в жертву на ясене Иггдрасиль, превратившись тем самым в шамана. Затем, как в большинстве шаманских традиций, он добровольно принял магическое увечье, пожертвовав своим глазом за право испить из колодца Мимира (Имира). Провисев в ветвях мирового древа девять дней, Один обрёл знание рун. У Мимира же он научился их использовать. Это и были девять песен силы, которые Один узналот Бёльторна, отца Бестлы. Бестла — мать Одина, так что Бёльторн — дед Одина по материнской линии. По общепринятой трактовке, Бёльторн — не кто иной как Мимир. Один отдал свой глаз в уплату за знание прошлого, настоящего и будущего. Функции предводителя Дикой охоты и проводника душ умерших Один также приобрёл после символической смерти на мировом древе. Ведь именно эта жертва принесла ему способность путешествовать между мирами жизни и смерти. На этом этапе Один становится «увечным врачевателем». Важнейшее из заклинаний, в которых Вотан выступает в качестве целителя, — второе заклинание из Мерсеберга. В этом целительном заклинании Вотан предстаёт, прежде всего, как врачеватель животных.

Третий этап развития функций Одина — превращение его в странника. Обретя всеведение, он понял, что всё равно не может изменить orlog41. И тогда он отрёкся от власти и стал странником и учителем. Сознавая, что не сможет пережить Рагнарёк, он, тем не менее, решил позаботиться о том, чтобы выжили другие. Он стал психопомпом — но вместо того, чтобы провожать людей за порог смерти, он помогает им пережить трансформацию сознания. В наши дни главная функция Одина — магическая. Один — маг, наставляющий свой народ в оккультных знаниях и проводящий его через Рагнарёк. Иными словами, он играет роль наставника, ведущего свой народ на новую ступень эволюции. Он — предводитель мистерий инициации.

До сих пор мы рассматривали фигуру Одина в контексте мифов, дошедших до нас через исландские источники, не принимая во внимание тот факт, что христианские переписчики наверняка внесли изменения во многие мифологические сюжеты и, прежде всего, в миф о Рагнарёк. Читая описание этой последней битвы, мы замечаем отдалённое сходство с древнегреческим мифом о битве богов с титанами, завершающейся поражением титанов. Однако в греческом мифе речи о тотальном разрушении не идёт — это специфическая особенность скандинавской мифологии. Поскольку и греческие, и скандинавские мифы восходят к общему индоевропейскому прототипу, есть основания предположить, что образ тотального разрушения мира, дошедший до нас через исландские эдды, — не что иное, как позднейшая вставка, обусловленная христианским мифом о Страшном суде. Таким образом, изначально миф о Рагнарёк, вероятно, был ближе к своей греческой параллели.

Локи как Тень Одина
Локи — один из самых загадочных персонажей скандинавской мифологии. По-видимому, это очень древний бог, возникший задолго до асов и ванов. Не исключено, что ещё в каменном веке ему поклонялись как богу огня. В таком случае этот изначальный, милостивый Локи должен принадлежать к классу великанов. Свидетельства этого сохранились в скандинавских мифах, где родителями Локи называются великаны Лаувейя и Форбаути. Позднее Локи приобрёл ряд негативных черт; та же участь постигла и большинство великанов — представителей старшего поколения северных богов... Последующие поколения северных народов наделили Локи жестокостью и коварством. Действительно, Локи — трикстер и катализатор перемен, но его отрицательные свойства я считаю христианским наслоением.

Внимательно изучая мифы, можно обнаружить в характере Локи и ряд положительных черт. К примеру, его похождения в Свартальвхейме, откуда Локи вернулся с чудесными дарами — молотом для Тора, копьём для Одина и волшебным кораблём для Фрейра, — достойны всяческих похвал, ибо он не присвоил все эти магические предметы себе, а раздал их асам. Таким образом, Локи не привязывается ни к каким ценностям.

Локи — отец трёх чудовищ: Фенрира, Йормунганд и Хель (троица разрушения в северной космологии). С другой стороны, он же рождает Слейпнира — чудесного жеребца Одина. Слейпнир — единственный на свете конь, способный путешествовать между всеми девятью мирами. Между прочим, Слейпнира Локи рождает, приняв облик кобылы, то есть приходится ему не отцом, а матерью. Чудовищные же его дети появились на свет от союза с великаншей Ангрбодой, в котором Локи выступал в мужской роли. Таким образом, Локи — оборотень, способный принимать обличье животных и менять пол. Не исключено, опять же, что мрачная скандинавская версия мифа о Рагнарёк, завершающаяся тотальным уничтожением мира, сложилась сравнительно поздно, а в первоначальном варианте этого мифа боги побеждали и сковывали великанов. Именно такая участь постигла Локи. 

В психологическом плане Локи — это импульсивный, разрушительный, незрелый аспект человеческой природы. В мифах говорится, что некогда Локи и Один заключили между собой клятву побратимства, так что Локи можно определить и как «теневую сторону» Одина. Оба эти бога считаются коварными и непредсказуемыми.

Выводы
__________________________

01 Йотун: "великан" — живая сущность древнего возраста, огромной силы и часто располагающая глубокими оккультными знаниями. Торссон Э. Северная магия. Мистеpии геpманских наpодов «Глоссарий геpманских теpминов»

02 Ваны: в тевтонском пантеоне — боги и богини органической жизни, управляющие сферами органической плодовитости, эроса, благосостояния, ремесел и физического благополучия.

03 Асы: в тевтонском пантеоне — боги и богини сознания, покровительствующие могуществу и физической силе.

Источник >>>