Galdrafluga - отзвук северного ветра в российской деревне.
"Увидеть летающую муху зимой в избе - к смерти" (в других вариантах — к беде или к болезни), так гласит одно русское народное поверье. Причём, это обязательно должна быть «большая, жирная муха», слепень или овод, а никак не мелкая мошка.
Нормальное объяснение появления летающей мухи в избе - муха случайно проснулась ото сна из-за тепла растопленной печи (как если бы одна муха холодной осенью оказалась запертой в машине, заснула в щёлочке, в которой она пряталась от холода, и отогревшись через два месяца зимою от печи заведённого автомобиля вдруг начала бодро жужжать у вас перед носом). Почему же она сулит жильцам избы смерть? Разумным ответом на этот вопрос будет тот факт, что мухи, будучи очень подвижными насекомыми с круглогодичным периодом размножения, являются переносчиками опасных вирусных, паразитарных и бактериальных заболеваний (брюшной тиф, дизентерия, холера, паратиф, а также туберкулёз, дифтерия, полиомиелит, яйца глистов). Муха, помимо отбросов, питается ещё и едой человека, следовательно, велик риск её посадки на пищу, при которой муха (разумеется) соприкасается с нею своими лапками, что в последствии делает её (пищу) опасной для приёма. Оводы же, будучи совершенно иначе устроенными насекомыми и являющиеся по сути паразитами, для того, чтобы размножаться (не для питания) вгрызаются в кожу и откладывают туда свои яйца, которые в последствии превращаются в личинки, питаются соками живой плоти, окукливаются и вылупляются (стадия развития имаго) и не питаются вплоть до смерти особи, поддерживая жизнь за счёт резервов, накопленных в стадии личинки. Слепни разгрызают кожу своей жертвы тремя большими треугольными «зубами» и пьют из неё кровь. Учитывая слабую развитость медицины в далёком прошлом, низкий уровень образованности на селе а в наше время ещё и нехватку врачей и фельдшеров на местах, мы получаем сохранившуюся в умах старшего поколения примету о "проснувшейся" зимней мухе. Не смотря на незнание о вирусной\бактериальной природе заболеваний, наши предки, по всей видимости, всё же догадывались об опасности, которые могут переносить насекомые - об этом говорит привычка накрывать пищу (в т.ч. хлеб и молоко) тканью.
Теперь понятно, что поверье хоть и звучит глупо, но имеет под собой долю правды, истинную природу которой наши предки просто не могли знать без референтного инструмента исследования (микроскопа). Вероятность заражения неизлечимой (и скорее всего смертельной) болезнью на тот момент времени для данного этапа развития медицины имела место быть во всех трёх случаях контакта человека с насекомыми (как прямо во время укуса, так и опосредованно через пищу), в том числе и в тёплые времена года, когда мухи могут свободно перемещаться не боясь мороза (а не только зимою в указанной избе). Зимняя муха - явление относительно редкое, и привлекающее внимание, а оттого запоминающееся; так возможно именно из-за этого его выделили из остальных видов поведения и состояний мух и стали считать его знаком приближающейся гибели? Сама редкость пробуждения мухи или нескольких мух зимой не вызовет у здравомыслящего человека отличной от удивления и любопытства реакции, поэтому такая гипотеза происхождения отметается. Возможно, другое поверье или примета стали основой для этого страха, и на ум не приходит ни одного другого варианта, кроме такого понятия, как galdrafluga — (исл.) «колдовская муха» (в англоязычных словарях также иногда мелькает перевод «ведьмовская муха»). «Колдовская муха» — это материализованный в виде мухи (или овода — см. ниже у Л.Л. Кораблёва) дух мертвеца, который был поднят колдуном с целью нанесения вреда врагу (или его убийства). Вот что пишет об этом в своей книге Леонид Кораблёв:
«В Норвегии в XVII-XVIII вв. считалось, что «гандр» - это овод, который может вгрызаться в (людскую плоть) и вызывать множество различных болезней. В средневековой Исландии считалось, что колдуны способны «поднимать» мёртвых и отправлять их «дух» в виде колдовского овода (galdra-fluga) причинять вред (или смерть) их врагам или врагам нанявших их людей. Безусловно, это одна из форм «чёрной магии».» [Л. Л. Кораблёв, Древнегерманский Мифологический Словарь, 2017 г., Москва, с. 134]. В связи с чем нельзя не вспомнить о древнескандинавском слове flugu-maðr (досл., человек-муха) который переводится как… наёмный убийца! Также, нельзя забывать о выражении «какая муха тебя укусила?», которое воспринимается вполне нормально, пока не начнёшь исследовать его этимологию. Каким же образом вера в смертельную опасность мухи могла прийти из скандинавских стран в Россию?
Ответов может быть несколько.
Первым, и самым разумным (как бы подумал нормальный здравомыслящий человек) ответом является то, что наши предки просто прослеживали причинно-следственные связи и делали выводы на основе полученных в результате опроса и наблюдения данных.
1)Муха села на пищу - человек съел пищу - человек заболел - человек умер.
2)Овод или слепень укусил человека - человек заболел - человек умер.
В этом случае мы видим, что логичное объяснение того, почему мухи опасны, было опущено, и эмпирические данные, подкреплённые чьими-то смертями, перешли в сознании людей в класс «предрассудков, примет, суеверий и поверий», в которые верят (подчёркиваю, верят, что значит, утверждают истинность не требуя и\или не имея доказательств) уже полагаясь на авторитет старшего поколения.
Вторым ответом будет межкультурная коммуникация (культурный обмен между воинами\переселенцами\путешественниками\торговцами), когда представитель одной страны передаёт некую информацию (в нашем случае — элемент фольклора) представителю другой страны и она передаётся из уст в уста уже реципиентом на его родине. Экономические, политические, культурные связи между Германией и Россией существуют с древних времён. Они прослеживаются с X-XII веков, а со скандинавским населением уже с VIII-IX веков. Наибольший наплыв выходцев из Скандинавии на Русь приходится на IX–XI века. Это говорит о том, что скандинавы теоретически могли передать поверье о «колдовской мухе» тогдашним россиянам.
Здесь мы можем вспомнить выражения (нач. цит-ы (исл. аналог) hvað hefur hlaupið i hann? ... «На него нашёл стих» = (исл. аналог) «hann hefur fengið flugu i höfuðið» кнц. цит-ы) [Кораблёв, с 135.] . и связать их с поверием, что слепень, укусивший человека, может навести на него безумие (нач. цит-ы «ср. исл. Выражение «получить муху в голову,», т. е. Быть одержимым странными идеями, и т.д.. кнц. цит-ы») [Кораблёв, с 134.]. Хотя мы и по сей день видим их отпечаток в виде выражения «какая муха тебя укусила?» в русском языке, данные причины появления относятся к всё же к экстралингвистическим и вызваны только контактами с иностранцами.
Обе версии имеют место быть, при этом, они не являются взаимоисключающими — возможно, на появление данного поверья на Руси повлияли оба фактора: как наблюдательность населения, так и приезжающие иностранцы.