Магия Безвременья

Объявление


Добро пожаловать и благословенны будьте!



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия Безвременья » Славянство и старообрядчество » Славянские языческие праздники


Славянские языческие праздники

Сообщений 21 страница 28 из 28

21

http://www.velesovkrug.ru/images/stories/den_domovogo.gif
— день почитания Домового Хозяина и принесения ему особливых треб. В эпоху двоеверия на Руси праздник Домового — 28 сеченя/января — совмещался с днём преподобного Ефрема Сирина. В народе говорили: «На Ефрема Сирина — Домового закармливают». В этот день, ложась спать, оставляют на столе чарку хмельного, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: «Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою скотину!», «Хозяинушка-Батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води!» или «Домовушко-Дедушко, всех пои-корми — овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!»

  По народным представлениям, если в этот день не почтить Домового, он может «обидеться» и перестанет помогать домочадцам. Тогда в доме может всё пойти прахом: у хозяев пропадёт желание трудиться, появятся болезни, навалятся беды и несчастья, придёт в упадок хозяйство. Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель, дух Предков, оскорбляя которого, человек подрубает корни своего Родового Древа. 
День Домового (28 сеченя/января-месяца) 

  1. Домовой — душа дома (ср. одно из имён Домового: «Дедушка Домодушка»[1]), дух-покровитель семьи, чей образ и происхождение тесно связаны с культом Предков. Домового и зовут обычно — «Хозяин», «Хозяинушка», и недаром он часто принимает обличье старшего в семье мужчины — хозяина дома[2]. «Не живёт тело без души, не стоит дом без Домового», — говорят в народе. Несмотря на все попытки церковников всячески «очернить», низвести Домового до уровня «домового беса», «нечисти», — в народе его по-прежнему любят и чтут: «Дедушка Домовой и топеря живёт... Он святой(!) ведь, Дедушко», «И Богу веруем, что Бог есть, и со скотиной веруем, что Домовой есть. И у скотины есть, и в домах есть»[3].

  2. Согласно народным поверьям, Домовой предстаёт перед людьми в трёх основных обличьях: человекоподобном (обычно в образе седого старичка маленького роста, иногда с лицом, покрытым белой шерстью, или в образе мужчины-хозяина дома, в том числе умершего), зверином (обычно в виде кошки или какого-нибудь маленького зверька, вроде кошки или ласки) и неопределённом (в виде какого-то «непонятного» зверя или предмета, не имеющего названия в человеческом языке.

  3. У С.В. Максимова содержатся сведения о внешнем облике Домового, как его описывали крестьяне различных областей России: во Владимирской губернии Домо­вой одет в свитку, всегда носит большую лохматую шапку, волосы на голове и борода у него длинные; в Пензенской губернии описывали, что это малень­кий старичок, словно обрубок или кряж, но с боль­шой седой бородой; Домовой Орловской губернии — здоровый, как медведь, на голове шапка[4]. Во многих местах рассказывают, что Домовой имеет вид умершего хозяина дома, а иногда живого; хозяин спит, например, в избе, а его в то же время видят в конюшне среди лошадей. По поверьям, Домовой может превращаться в кошку, собаку, коро­ву, иногда змею, крысу или лягушку. 

4. В Лета Вращении Домовому посвящено несколько дней особливо. Так, его чествуют:

1) На Мару Зимнюю — 13 сеченя/января-месяца (подробнее о сём — см. «Мара Зимняя»);

2) На День Домового — 28 сеченя/января (подробности см. далее);

3) На Именины Кикиморы — 16 лютеня/февраля (Кикимора кое-где почитается как супруга Домового);

4) На Именины Домового — 30 березозола/марта (в этот день в народе особыми подношениями стараются задобрить Домового, который, празднуя свои Именины, «бесится» всю ночь до первых петухов или даже до рассвета). Также Домового чествуют в некоторые другие дни года (например, во дни поминовения Предков). В седмице день Домового — шесток (суббота), покровительствуемый Жнецом (Сатурном), иначе называемый Дедовым днём, то есть днём Предков. 

5. В эпоху двоеверия на Руси День Домового — 28 сеченя/января — совмещался с днём преподобного Ефрема Сирина (373–379 гг.). В народе говорили: «На Ефрема Сирина — Домового закармливают». В этот день, ложась спать, оставляют на столе чарку хмельного, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: «Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою скотину!», «Хозяинушка-Батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води!» или «Домовушко-Дедушко, всех пои-корми — овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!»

  6. По народным представлениям, если в этот день не почтить Домового, он может «обидеться» и перестанет помогать домочадцам. Тогда в доме может всё пойти прахом: у хозяев пропадёт желание трудиться, появятся болезни, навалятся беды и несчастья, придёт в упадок хозяйство. Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель, дух Предков, оскорбляя которого, человек подрубает корни своего Родового Древа. 

7. Украинские Родноверы почитают Домового как домашнее Божество, духа-покровителя Домашнего (Родового) Очага. Вот, например, что пишет о Домовом наша современница волхвиня Зореслава (Лозко Г.С.) в своей книге «Українське Народознавство»: «Домовик. Бог дому, родини, який походить, вірогідно, від культу Предка і домашнього вогнища. Недарма він живе за піччю або під порогом хати. Домовик невидимий, але іноді він показується маленьким дітям. Його перевозять у нову хату, щоб охороняв родину. Коли родина живе у злагоді зі своїм Домовиком, він навіть намагається допомагати по господарству. Домовик має Доманю (Домасю, Домаху, Домцю), що означає "пані, господиня дому". Вона інколи допомагає жінкам прясти. Домовики люблять домашніх тварин, особливо кішку й козу, але бояться сороки. Домовика не можна залишати, коли переїздять у нову хату, слід покликати його за собою, підставивши черевик: "Домовик, Домовик! Ось тобі сани — сідай, їдь з нами", або й просто: "Хазяїне, ходи з нами до нової хати!" Інакше він образиться, що його не шанують і буде турбувати людину, а часом навіть і шкодити їй. Існує повір'я, що інколи Домовик "душить" сплячу людину, ніби навалюючись на неї, не дає дихати. Тоді треба спитати: "На добро чи на зло?" Якщо він теплий — на добро, якщо холодний — віщує хворобу. Як твердять лікарі, таке відчуття може з'явитися у людини, якщо вона спить у незручному положенні (найчастіше на лівому боці, що тисне серце). Залишившись у хаті, з якої вибиралися господарі, Домовик починає шкодити новим господарям: стукає вночі, розкидає речі. Таке ж відбувається, якщо до хати випадково впустять чужого Домовика. Зображають Домовика у вигляді дерев'яної скульптурки бородатого дідуся і ставлять на Покуть поруч з іншими Богами. Наш Домовик як опікун родини і домашнього вогнища близький до античних Пенатів та римських Геніїв».   

Источник >>>

+3

22

25 марта

Открытие Сварги Весна

Сварга открывается, и к людям сходит богиня Жива-Весна. Сегодня кличет и славит не только человек, но и все живое на свете, празднуя победу жизни над смертью.

На Открытие, в третий и в последний раз закликается Весна, никто не работает, когда открывается Сварга.

С наступлением утра угощаются печеньем в форме жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

                Жаворонушки, летите!
                Нам зима-то надоела,
                Много хлебушка поела!
                Вы летите и несите
                Весну красную, лето жаркое!
                Весна-красна, ты на чем пришла?
                Ты на сошечке, на бороночне…
                Весна-красна, что ты нам принесла?
                Принесла я вам три угодья:
                Первое угодьюшко –
                Животинушка в полюшке;
                Другое угодьюшко –
                С сошечкой в полюшке;
                Третье угодьице –
                Пчелки на полете;
                Да еще угодьице –
                Миру на здоровьице!

В этот день женщины “выкликают просо”, поют известную песню “А мы просо сеяли, сеяли”. Обрядовая игра – “круглые горелки”.

Источник ==>

+1

23

Хранитель семейного очага.

14 апреля праздновался день Семаргла, крылатого пса, хранителя древа жизни и семейного очага. Хорошо иметь в доме изображение Семаргла, но вполне достаточно если у вас есть собака (статуэтка собачки тоже, думается подойдёт).

14 апреля после захода Солнца устройте собаке настоящий пир и сами пируйте
(думаю если нет собаки, можно ещё как вариант накормить бродячего пса), радуясь обильной пище. За минуту до полуночи отворите окно и скажите:

"Сима, Регла, Огнебоже, будь на страже, следи с неба, чтобы зла в моём доме не было!".

Из журнала "Магия и красота" № 5, Март 2013.
В скобках мои комментарии.

0

24

День Даждьбога — Овсень большой

6 мая - Даждьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич — это разные варианты имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Он считается первопредком славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки).

По славянским преданиям, Даждьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Даждьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам, прародителя многих славянских народов — чехов, хорват, киевских полян.

Почитался в этот день и Ярило (Солнце), лик Даждьбога, возрождение природы. Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием, сыном Даждьбога. Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода (в иных толкованиях — Велеса либо Даждьбога).

http://www.calend.ru/img/content_images/i0/439.jpg

Даждьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич

В день Даждьбога люди радовались, что Даждьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало окончание долгой Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях шумно славили Даждьбога.

«Славим Даждьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он — отец наш» /Вел. 31/.

День Даждьбога — это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Даждьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:

Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!

Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Даждьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дождьбога над Велесом.

Источник >>>

+1

25

Ярило Мокрый

22 мая

Троян (Трибогов День) — праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье.

О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.

В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.

После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь.

http://cs409321.vk.me/v409321269/27fd/NtUwnMkoOxs.jpg

Источник >>>

+1

26

Червень (июль)

3 июля — День памяти Князя Святослава
День славления величайшего Славянина — Святослава Князя (957-972)….
12 июля — Выбор требы Перуну. Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян….
14 июля — день Стрибога — бога ветров. В этот день приносят требу ветру — разбрасывают на все четыре стороны вокруг дома куски хлеба. Затем с высокого места сыпят на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. В этот день особенно запрещается “бросать слова на ветер”, хотя и в остальные дни это тоже не приветствуется.
27 июля - праздник Чура, бога оберегания, охраны собственности, покровителя границ, домашнего очага. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находиться у себя во дворе, тем самым, почитая Чура.

Источник >>>

+1

27

Добрый день, я новичок на форуме, сразу залезла в интересующую меня тему. Хотела бы поделиться этнографическим обрядом Русалья. Он проводится в ночь перед Купалой. Принимают участие только красные девки и одна баба, можно молодуха. Важную роль играет одеяние девушек. Плетется на вечерней росе венок из трав и веток деревьев. Строго без цветов. Надевается белая рубаха без вышивки. Естественно никакого нижнего белья и уж тем более пояса. Девки выходят в поле и достаточно долго водят хоровод. В основном круговой, заводящая - баба. Песни поются с особым ритмом. (На пример "Заплетися плетень, заплетися") Баба выходит в круг хоровода, девки закрывают круг. Баба (чаще всего ведунья, или поветуха) выбирает из хоровода по девушке и раскручивает ее против часовой стрелки, приговаривая слова и забирая земное имя. Этот обряд проходят все девы. После хоровод выстраивается в линейный и направляется к воде. Заводящая поет специальные песни в которых говорится о том, как увести русалок от дома. Из примера (Проведу я русалочки)
Потом девки купаются и резвятся в реке.
В это время молодые парни разжигают костер. Срывают хворостину или крапиву и идут ловить Русалок. Начинаются игрища. Парни могут задать  интересующий их вопрос любой русалке и получить пророчество. Русалка же обманом может заполучить пояс парня и отдать только за исполнение желания. Если этот пояс русалка бросит в воду, то парень может утонуть или погибнуть от воды. За играми парни хворостиной и крапивой гонят девок- русалок к костру, через боль напоминая о жизни в этом мире. Баба срывает с себя венок и бросает его в костер, после чего девки прыгают через огонь, кувыркаются и получают обратно свое земное имя. Обязательно подпоясывают рубаху. Далее есть несколько вариантов завершения обряда.  некоторых губерниях в основном на юге страны, венки с русалья девки несут домой и вешают в амбаре или разбрасывают траву скотине. На севере страны, венок бросают в огонь через плечо после получения имени у бабы.
Смысл данного праздника вспомнить потерянные души в преддверии Купалы, отдать дань и уважение духам воды и леса. Научить молодежь общению с миром духов. Девки проходят некую инициацию прощаясь со своими аморфными девичьими мечтами и вступают во взрослую жизнь, пробуют "на вкус" первые взаимоотношения с парнями.
Описание данного обряда собрано по этнографическим экспедициям в Скопинскую область и на севере страны.
Я сама лично проходила этот обряд два раза. Ощущения потрясающие. Хороводы и песни завораживают, сливаешься с Природой и Вселенной, очень бережно и по-женски. Очень не хочется возвращаться в физический мир. И только крапива приводит тебя к физическим ощущениям тела и себя. Понимаешь как близко и дорого тебе твое земное Имя.
Надеюсь мой рассказ будет интересным. если кому-то нужны тексты песен для обряда, чем смогу - помогу.

+1

28

🎭 Славянская Мифология 🎭

Медовый Спас - языческий праздник урожая.

https://pp.vk.me/c543104/v543104722/74c5/LlkviJjTgxw.jpg

С древних времен на Руси любили мед и мак, изготавливая из них самые различные лакомства и напитки.     
Считается, что именно в этот день нужно собирать урожай пасечникам, иначе чужие пчелы "своруют" весь мед. Однако сейчас многие воспринимают Медовый Спас как первый день Успенского Поста в православном календаре.

Архаичность обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса. Так, Г. Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал : "Спас, Спаситель - это "Избавитель" от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве : В Краледворской рукописи уже упоминается, что "славяне называли своих Богов Спас".
Вероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например : Всевышний Сварог. Также в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можно предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.

Народная же версия происхождения названия указывает на другое : "спасаться, запасая" продукты на долгую зиму, - что тоже было очень важным в Спасах.

Спасовка - время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии).

Первый Спас 1/14 августа (серпеня) в народе называют медовым или мокрым. Название "медовый" объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.

Определение "мокрый" уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. После утреннего богослужения от церкви к водоему или источнику отправлялся крестный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние времена молебен совершался в честь Матери-земли, которая способствовала урожаю.
После людей в реку загоняли скотину, полагая, что в результате она будет здоровее.

Т.о., первый Спас связан с Богиней воды Даной или Мокошью, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности - вообще водной стихии.

Кроме того, с первого Спаса начинался период "страды". Шел интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черемухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна дли обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам : сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором : "Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковские счастье".

Для защиты от нечистой силы во время первого спаса совершался обряд "обсыпания маком" : собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы. К слову, в Украине, например, по сю пору мак - символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

► Угощения на Медовый Спас ◄

Количество возможных угощений в этот день не поддается исчислению. Однако главные элементы праздника Медового Спаса - всевозможная постная выпечка с маком и медом. Особенный шик - соединение меда и мака в маковом молочке. Оно представляет из себя маково-медовую массу, в которую обмакивают блины.

На самом деле, медовый спас - великолепное раздолье для выпечки : "Рад Яков, что пирог с маком". Простейшее и вкуснейшее лакомство - медовая меренга. Это "печенье" делается из смешанной пшеничной муки с сахарной пудрой и корицей с добавлением соды и меда. Полученное тесто раскатывается в нетолстые лепешки и запекается. В эти же дни принято собирать не только мед, но и ягоды : малину, черемуху, княжнику. Они прекрасно разнообразят и без того не бедный летний стол.

► Питной мед - главный напиток Медового Спаса ◄

Питной мед, - ну кто не слышал об этом древнейшем напитке народов Руси и Европы? Тысячу лет назад наши предки его с удовольствием потребляли, пока с началом массового производства водки питной мед не ушел в историю. Даже сами рецепты были на долгое время утеряны, потому что передавались они чаще всего устно.

Созданные позднее "меды", "медки" и "медовухи" не имеют никакого отношения к классическим медам средневековья. По какой же причине исчез этой великолепный напиток? Причина проста - на приготовление хорошего меда уходило 10-15 лет. Лучший мед мог настаиваться до 40 лет. Это установил российский историк и кулинар Вильям Васильевич Похлебкин, который сумел восстановить оригинальные рецепты меда.

"Ставленный" мед готовился из двух третей меда и трети ягодного сока. Эта смесь подвергалась естественному брожению, после чего многократно переливалась и выдерживалась в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самый "сырой" мед в таком случае получался после 5-8 лет. Понятное дело, что это слишком медленно даже для десятого века. Для ускорения созревания в смесь стали добавлять медовый уксус и хмель. Такой напиток был готов на третий год выдержки.

Затем пробовали ускорить приготовление меда с помощью варки, пивных и винных технологий, пока, видимо, это всем не надоело и не стали делать водку.

► Традиции Медового Спаса ◄

Языческие традиции празднования вмещают в себе три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый (он же Хлебный). Август - время, когда земледелец видел, как зреют плоды его трудов, поэтому и дни, когда появлялись первые эти плоды, были так важны. Все три вместе называются "спасовки".

Итак, первым наступает Медовый Спас - в этот день пасечники вырезают из ульев первые в этом году соты. Также было положено раздать по кусочку сот с медом детям, а самые благочестивые пчеловоды одаряли и нищих. По случаю праздника было принято печь медовые пряники, блины с медом и многие другие изделия с медом, а также была традиция готовить блюда с маком. Медовым Спасом традиционно открывали проводы лета.

*
Покатилось, - зрелое, - лето наше чудное
Яблоками спелыми в травы изумрудные...

+1


Вы здесь » Магия Безвременья » Славянство и старообрядчество » Славянские языческие праздники