Достопримечательности Асгарда
Бифрёст
Единственный — по крайней мере, для смертных духовидцев — путь в Асгард из других миров и обратно пролегает через Бифрёст, Радужный Мост. (Теоретически, можно с самого начала путешествия направиться прямиком в какое-нибудь место Асгарда, но ни в коем случае не делайте этого, если вы не получили на это прямое или косвенное разрешение от кого-нибудь из тамошних постоянных обитателей. Войти незамеченным в этот тщательно оберегаемый мир невозможно — так же, как и покинуть его тайком.) Бифрёст — не постоянное сооружение: он формируется потоком магии, направленной из определенной точки — одной особенно высокой белой скалы, встроенной в стену Асгарда. Когда у асов появляется причина материализовать и опустить этот огромный радужный мост, они так и делают — например, чтобы принять Мертвых, обеспечивших себе место в Асгарде, или каких-нибудь почетных гостей. Первое, что увидит любой путник, вошедший в Асгард по мосту Бифрёст, — это чертог Хеймдалля, Химинбьорг.
Химинбьорг
Чертог Хеймдалля, Химинбьорг, стоит у верхнего конца Бифрёста, Радужного Моста. Хеймдалль — страж Бифрёста, защищающий Асгард от незваных гостей. Сын Одина и девяти дочерей морской великанши Ран, он не поддерживает отношений с родней по материнской линии, но зато фанатично верен отцу. Хеймдалль высок и красив. Обычно он облачен в сияющие белые доспехи и вооружен внушительным мечом. У него пронзительные синие глаза, а зубы полностью покрыты золотом и сверкают на солнце. У нас золотые зубы ассоциируются с протезами, но Хеймдалль вызолотил свои просто для красоты.
Стены Химинбьорга окрашены в небесно-голубой цвет, окна светятся, а белая крыша как будто соткана из облаков. У входа в этот чертог лежит великий рог Гьяллархорн — огромный, больше человека и даже великана. Если сильно дунуть в него, звук раскатится по всем Девяти мирам. Когда по Бифрёсту в Асгард въезжают боги или особо почетные гости, Хеймдалль дует в этот рог тихонько, чтобы возвестить об их прибытии. Позади дворца пасется конь Хеймдалля, Гулльтоп (Золотая Челка). По какой-то причине Хеймдалль редко ездит верхом: он садится в седло только для торжественных церемоний.
Йотуны называют Хеймдалля «Востроглазым» (не считая прозвищ похлеще): зрение и слух у него и впрямь невероятно острые, благодаря чему он и был избран стражем божественных врат. Он пожертвовал одним ухом, оставив его в Колодце Мимира в обмен на необыкновенную восприимчивость, — точно так же, как Один пожертвовал глазом в обмен на мудрость. Когда Хеймдалль только появился на свет, Один положил младенца в ладью и отправил его в Мидгард в обличье смертного ребенка. Воды вынесли его на берег страны Аурванга. Его вырастили как обычного смертного, но он обладал божественными дарами, с помощью которых стал королем. Он породил много детей, а когда состарился, одряхлел и понял, что скоро умрет, велел уложить себя в ладью и пустить по воле волн. Море принесло его в Ванахейм, где Один очистил сына от смертной плоти и снова превратил в юного бога. Для чего Владыка асов затеял все это приключение, не вполне ясно: то ли он хотет влить божественную кровь в жилы обитателей Мидгарда, то ли надеялся, что благодаря этому опыту его сын научится сочувствовать смертным.
Так или иначе, план удался. Хеймдалль действительно души не чает в смертных обитателях Мидгарда и постоянно заботится об их благополучии. Его покровительство простирается даже на некоторых смертных из нашего мира, если те похожи на жителей Мидгарда. Но к йотунам он относится даже хуже, чем Тор, и эта неприязнь распространяется и на людей с йотунской кровью.
Если вы попытаетесь добраться до Асгарда по Радужному Мосту, именно Хеймдалль будет решать, достойны вы войти или нет. Он пропускает не всех — в основном лишь тех, кого пригласил кто-то из асов, или тех, кто уже посетил Асгард каким-то другим способом (при этом не причинив никому хлопот); в противном случае вам придется попотеть, чтобы убедить стража богов, что вы — искренний почитатель асов и стремитесь в Асгард только затем, чтобы насладиться их лицезрением. Делайте что хотите, но только не предлагайте ему денег и подарков, в том числе и после того, как он вас пропустит. Хеймдалль воспримет это как взятку, очень рассердится и, скорее всего, сразу же вышвырнет вас вон.
Вальхалла
Вальхалла — самый знаменитый чертог во всей скандинавской истории. Здесь обитают эйнхерии — воины, павшие в битве и избранные Одином. Стропила Вальхаллы сделаны из гигантских копий, а кровля — из разноцветных боевых щитов. Западные врота стережет резное изваяние волка, а восточные — статуя орла. Внутренних дверей в этом чертоге — пятьсот сорок, и за каждой из этих дверей помещаются палаты для восьми сотен воинов. Свободного места в Вальхалле пока еще предостаточно, хотя уже сейчас мертвых воинов в ней хватит, чтобы заселить небольшой город.
Все свое время эйнхерии проводят в пирах, тренировочных сражениях друг с другом (погибшие в бою тотчас же воскресают и продолжают сражаться), пьянстве и прочих подобных развлечениях. Они шумны, грубы и нередко бывают навеселе. Если вас привлекает идея потусоваться в компании тысяч и тысяч пьяных мужиков, для которых любимая забава — плевать друг другу на копья, тогда вперед, не стесняйтесь: они радушно примут любого гостя, особенно если ему есть что порассказать. Но смотрите не напивайтесь и не вздумайте оскорбить кого-нибудь из них или ввязаться в драку. Эйнхерии дадут вам сто очков вперед в боевом мастерстве, учитывая, что им и так почти нечем заняться, кроме драк; и, кроме того, они уже мертвы, а вы — смертный и можете погибнуть.
По крыше Вальхаллы, крытой соломой поверх щитов, бродят, словно по пастбищу, огромная коза и еще более внушительных размеров олень. Козу зовут Хейдрун; ее доят два раза в день, и сосцы ее зачарованы так, что из одного течет вино, а из другого — пиво, поэтому эйнхериям всегда есть чем промочить свои бездонные глотки. Оленя зовут Эйктюрнир (Дубовый Шип); и вместе со своей товаркой-козой он то и дело щиплет листву и кору огромного дерева, растущего почти вплотную ко дворцу. Дерево называется Лерад, и выросло оно из саженца, взятого от Мирового Древа.
Главный вход в Вальхаллу — большие двустворчатые врата — строго охраняются, но есть и черный ход через кухню, где трудится повар Андхримнир. Если вы предложите ему свою помощь, он может приставить вас к работе в судомойне, а к концу нелегкого трудового дня, если вам повезет, разрешит прислуживать в пиршественном зале. Мясо для изголодавшихся за день воинов Андхримнир готовит в огромном волшебном котле под названием Эльдхримнир. Каждый вечер этот повар Вальхаллы забивает, разделывает и варит исполинского вепря Сэхримнира, а на следующее утро тот воскресает вновь, начисто забыв о том, что случилось с ним накануне.
Кроме того, в Вальхалле прислуживают помощницы Одина — валькирии. Это высокие, сильные и свирепые женщины; иногда их называют «щитоносицами» или «богинями павших». Они способны превращаться в различных птиц (например, воронов или лебедей), а для исполнения своих обязанностей обычно облачаются в доспехи. Главная их обязанность — подбирать и доставлять в Вальхаллу всех воинов, павших в битве и избранных Одином, то есть достойных войти в его войско и принадлежащих ему по праву. Вдобавок, валькириям хватает пороху удерживать всю эту толпу драчунов в относительных рамках приличия и следить за тем, чтобы они не устраивали свар за пределами Вальхаллы.
Если встретите кого-то из валькирий, ведите себя предельно почтительно. В чертоге Одина они не всегда предстают в боевом вооружении (хотя и здесь могут выступать в доспехах, потому что в учебных сражениях участвуют не с меньшим удовольствием, чем эйнхерии), однако не забывайте, что они — воительницы и живые воплощения воли Одина. Если вы оскорбите валькирию и особенно — если выразите сомнения в ее воинском искусстве ввиду ее принадлежности к женскому полу, вполне вероятно, что это оскорбление окажется последним в вашей жизни. Один ценит валькирий выше большинства смертных воинов, а сами они довольно надменны и едва ли окажут первому встречному радушный прием.
Имена валькирий, которые следят за тем, чтобы эйнхериев кормили досыта, — Хьерфьетур, Гель, Гейрахёд, Гейрдрифуль, Гейрёлу, Гейррёмуль, Гейррёндуль, Гейрскёгуль, Гейравор и Скеггльёльд. Еще две, Христ и Мист, прислуживают за столом лично Одину. Три главные валькирии, Гёндуль, Хильд и Скёгуль, принимают решения о том, кто из павших воинов будет доставлен в Вальхаллу. Сами они не выезжают на поле битвы, а, подобно полководцам, надзирают за ходом сражения с высоты небес. Они в совершенстве владеют воинской магией, и к ним можно обращаться за помощью в битве и за обучением тайнам боевого гальда. Однако учить они соглашаются лишь тех, кто присягнул на верность Одину (если только он сам не прикажет им взять в ученики кого-то «постороннего»), и если вы не готовы принести такую клятву, обращаться к ним не имеет смысла. Среди женщин нашего мира изредка встречаются избранницы Одина, которых он принял в число валькирий; время от времени они тоже посещают Вальхаллу.
На следующей ступени в иерархии валькирий стоят Гунн и Рота, которые лично выезжают на поле боя и исполняют приказы своих командирш. Иногда их сопровождает Скульд, третья норна. По-видимому, она выполняет роль свидетельницы и обладает правом вето; это значит, что она представляет и защищает интересы самой Судьбы и вмешивается в случаях, когда решения валькирий вступают с ними в противоречие. Кроме того, известны имена некоторых других валькирий: Кара, Кримхильд, Ольрун, Радгрид, Рангнид, Регинлейв, Саннгрид, Свава, Сванхвит, Свейд, Свипуль, Сигрдрива, Сигрун, Скамёльд, Таннгнид, Тёгн, Трима, Хальмтримуль, Хервор, Херья, Хильдеберг, Хлёкк, Хрунд и Хьортримуль. Иногда вместе с валькириями на поле боя выезжает Эйр, но, по-видимому, только в роли врачевательницы; вероятно, она дарует некоторым тяжелораненым милосердную быструю смерть.
Сам Один нередко посещает Вальхаллу в полном вооружении и в обличье, очень близком к той грозной ипостаси, в которой он известен под именем Гримнира. Само собой, все эйнхерии фанатично преданы ему, приветствуют его при входе громкими криками и состязаются между собой за право ему прислуживать. Магическое копье Одина носит имя Гунгнир; если Один метнет его поверх голов какого-нибудь войска, последнему это предвещает поражение в битве. Входя в Вальхаллу, Один оставляет это копье висеть на воротах — как знак того, что он сейчас находится внутри.
Если вы попадете в Асгард на Йоль, возможно, вам представится случай увидеть Асгардрею или даже принять в ней участие. Это Дикая Охота, в которой всевозможные боги, духи и некоторые мертвые из Вальхаллы во главе с Одином кавалькадой мчатся по небу с воплями и улюлюканьем. Миновав несколько миров, Асгардрея в завершение проносится по небу Мидгарда, пугая до полусмерти ни в чем не повинных местных жителей. Иногда Дикие Охотники останавливаются в какой-нибудь деревне, требуя пищи и питья, и перепуганные селяне торопятся к ним с угощением. Но эта бешеная скачка духов — не просто дурацкая потеха над простыми смертными: у нее есть и серьезная цель.У многих обитателей Мидгарда есть родичи среди воинов, после смерти попавших в Вальхаллу, и они почитают за счастье еще раз увидеть своих мужей, сыновей и предков, скачущих с Дикой Охотой. В надежде, что им выпадет такая возможность, они побеждают свой страх и выходят навстречу Асгардрее с подношениями.
Кроме того, Дикая Охота преследует неосторожных смертных, попавшихся ей на пути, и карает тех, кто нанес какое-нибудь тяжелое оскорбление Всеотцу. Кроме того, Охотники иногда забирают с собой души великих воинов, которые дожили до глубокой старости, так и не погибнув в бою, или тех, кого Один желает доставить прямиком в Вальхаллу. Но такое случается редко.
Гладсхейм и Валаскьяльв
На равнине Идавёлль («Поле Приливов») в самом центре Асгарда возвышается Гладсхейм («Чертог Радости») — святая святых Белого королевства. Он блещет золотой кровлей, а с дальней стороны от ворот его венчает высокая серебряная башня под названием Валаскьяльв. Холмистая равнина Идавёлль большую часть года покрыта серебристыми травами, колышущимися на ветру, как океанские волны, чем и объясняется это странное название — «Поле Приливов». Вальхалла располагается неподалеку: ее хорошо видно от входа в Гладсхейм.
Широкая золотая кровля Гладсхейма в действительности сделана из какого-то особого сорта соломы, зачарованной так, что на солнце она сверкает, как настоящее золото. Внутри чертога нередко накрывают пиршественные столы или расставляют скамьи для собраний. Это священная территория, церемониальный пиршественный зал асов. Каждый день за ужином здесь присутствует по меньшей мере несколько богов, хотя в полном составе они собираются очень редко: асы — народ занятой. Именно здесь Один часто принимает посетителей; если вы договорились с ним об аудиенции, отправляться следует именно сюда, есл только вас не направят в другое место. В дальнем конце зала высится огромный трон Одина, покрытый искусной резьбой, но Владыка асов восседает на нем лишь во время торжественных пиров по официальным случаям, а в обычные дни предпочитает сидеть у очага, беседуя с друзьями.
Вдоль стен, между простыми скамьями, расставлены другие троны, каждый из которых принадлежит одному из богов, имеющих голос в Совете Асгарда: Фригг, Тору, Сив, Тюру, Ньорду, Фрейру, Фрейе, Скади, Браги, Идунн, Хемдаллю и Уллю. Остальные обитатели Асгарда могут тоже обладать каким-то влиянием, но чтобы голос их был услышан на совете, им приходится прибегать к посредничеству одного из этих божеств. Даже когда троны пустуют, догадаться, где чей, совсем нетрудно: трон Фрейи даже в зимнюю пору увит цветами, трон Скади покрыт белой волчьей шкурой и так далее.
Живой талисман Гладсхейма — огромный конь по имени Фальхофнир («Косматое Копыто»), верхом на котором Один выезжает на торжественные парады. А по крыше этого чертога нередко разгуливает Гуллинкамби — один из великих петухов, обитающих в Девяти мирах; согласно пророчеству, крик его возвестит о наступлении Рагнарёка.
Пара ручных волков Одина, Гери и Фреки, лежат у подножия его трона; на пирах им бросают куски мяса. На самом деле неизвестно, настоящие ли это волки, духи в волчьем обличье или же йотуны-оборотни, никогда не принимающие человеческий облик (по крайней мере, на глазах у других). На спинку трона Одина иногда садятся два его ручных ворона, Хугин и Мунин, чьи имена означают «Мысль» и «Память»; впрочем, большую часть времени они летают по Девяти мирам как лазутчики, собирая сведения для своего хозяина. Некоторые служители Одина полагают, что на самом деле Хугин и Мунин — это, соответственно, самец и самка, составляющие брачную пару.
Если вас пригласят на обед в Гладсхейм, ведите себя образцово. Не напивайтесь. Попросите, чтобы вам разрешили подавать другим напитки и блюда: по местным обычаям, прислуживать вышестоящим за столом считается почетным, так что не бойтесь, что в глазах окружающих это превратит вас в какого-нибудь лакея, не заслуживающего внимания. Налить и поднести богу чашу вина или пива — большая честь, и не забывайте об этом. Еще лучше, если вы захватите с собой какую-нибудь пищу в качестве подношения. Иногда боги обсуждают за столом те или иные вопросы и заводят споры между собой. Если вам предложат высказать свое мнение, сделайте это как можно более честно и объективно. Если они станут добиваться, чтобы вы приняли чью-то сторону в споре, либо выступите на стороне своего бога-покровителя (все сочтут это уместным и достойным), либо — в случае, если у вас его нет или же он отсутствует за столом (или вообще живет не в Асгарде), — всеми силами постарайтесь сохранить нейтралитет. Не препирайтесь с другими, не сердитесь ни на чьи заявления, не ввязывайтесь в политические интриги и вообще при любых обстоятельствах держитесь учтиво и невозмутимо.
Валаскьяльв — это башня в составе Гладсхейма, но формально он считается отдельным чертогом. Гладсхейм открыт для всех асов, а Валаскьяльв принадлежит только Одину. Основная обязанность Гери и Фреки — сторожить врата этой башни; похоже, они инстинктивно чуют, когда кто-то приближается к Валаскьяльву с намерением войти, и в мгновение ока бросаются на защиту ворот. Даже не надейтесь, что вам удастся пройти мимо них как ни в чем не бывало: по приказу Одина они убьют любого, кто попытается проникнуть внутрь без разрешения. Если вам очень уж хочется попасть в личную дозорную башню Владыки асов, обратитесь с просьбой к самому Одину (но он, скорее всего, откажет).
Эта головокружительно высокая башня сложена из серебристо-белого камня и крыта серебром. На вершине ее находится Хлидскьяльв — огромный дозорный трон Одина. Восседая на нем и глядя в волшебное окно-зеркало, Всеотец может наблюдать за многим (хотя, определенно, не всем) из того, что происходит в Девяти мирах. Некоторые части Йотунхейма, Муспелльхейма и Нифльхейма, подземные области Нидавеллира и весь Хельхейм (да, Хела способна защитить свое королевство от посторонних взглядов!) от него скрыты. Однако в любые другие места он может заглянуть, да и вороны Хугин и Мунин, как уже говорилось, нередко приносят ему вести и важные сведения из разных миров.
Фенсалир
Жилище Фригг, белостенный и крытый золотом чертог Фенсалир, вторит изяществом, а осеннюю пору — и своей окраской растущим вокруг него белоствольным и златокронным березам, священным деревьям этой богини. Лужайки, окружающие дворец Фригг, усыпаны золотыми ромашками — в память о ее погибшем сыне этот цветок прозывается «челом Бальдра». За Фенсалиром («Болотными палатами») раскинулись давшие ему название обширные топи, где без умолку перекликаются цапли и квакают лягушки.
Вокруг просторного дворца приютилось множество построек поменьше, и мимо некоторых из них путник пройдет по дороге к огромным белым вратам Фенсалира. В самом чертоге светло и, несмотря на его внушительные размеры, очень уютно; там повсюду пахнет вкусной едой и сушеными травами, потому что у каждого очага кто-нибудь жарит мясо, варит пиво или готовит лекарства. На первый взгляд (по крайней мере, с точки зрения смертных), важнейшие дела в Асгарде вершатся в Вальхалле и Гладсхейме, но в действительности для жизни Белого королевства Фенсалир не менее важен. Это центр всего мелкого производства в мире асов.
У нас промышленность привычно ассоциируется с загрязнением и обезображиванием окружающей среды, но экономика Асгарда основана, так сказать, на «кустарных промыслах», только подкрепленных магией и принявших поистине божественные масштабы. В самом Фенсалире и в десятках примыкающих к нему строений располагаются сараи и хлевы для домашней живности (главным образом, для овец, коз и кур), большие кухни и хранилища для огромных запасов съестного, и мастерские, где трудятся искусные ремесленники. Целые залы отведены для прях и ткачих, которые ткут на гигантских станках одеяния для богов из тончайшего льна и шерсти. Самой же Фригг, непревзойденной мастерице, куделью служат облака.
Фригг, Владычица асов, — не просто жена Одина и мать его детей. Она — самая могущественная женщина в Асгарде, и слово ее в совете асов имеет для Одина такой же вес, как голоса Тюра, Тора и Ньорда. Фактически, она занимает положение первого министра при своем муже-короле. Среди прочего, Фригг — хранительница фрита, то есть такой мирной жизни, при которой все идет ровно и гладко, каждый занимает свое положенное место и никто не чувствует себя ущемленным или обделенным. Фригг — не какая-нибудь декоративная «первая леди»: она — великая провидица, чьи советы принимает всерьез сам Один; она — покровительница брака (и социально структурированных связей вообще), а также всех видов деятельности (ремесел, кулинарии и так далее), необходимых для ведения домашнего хозяйства и нормальной жизни деревни, города или страны. Она не станет добиваться мира, если будет понятно, что конфликта не избежать, однако она — превосходный стратег и редко прибегает к силе там, где можно решить проблему стратегически. Таким образом, Фригг заслуживает самого серьезного отношения. В гневе она страшна — и всегда выходит победительницей в тех случаях, когда ей приходится противостоять воле своего супруга.
Большую часть времени Фригг проводит у себя в Фенсалире, надзирая за работой своих многочисленных помощниц, если только ее присутствие не требуется в Гладсхейме или Вингольфе. Она высока ростом, миловидна и необыкновенно добра и щедра к гостям, но если вы злоупотребите ее гостеприимством, она мигом укажет вам на дверь — вежливо, но абсолютно холодно. Она — настоящая Королева, правящая Фенсалиром железной рукой в бархатной перчатке.
Дома, окружающие Фенсалир, принадлежат по большей части служанкам Фригг. Сколько их у нее и каковы их имена и атрибуты — вопрос спорный. Самые подробные сведения о них (а заодно и о Фригг, Фенсалире и его обитателях), основанные на НЛГ, можно найти в книге Элис Карлсдоттир «Магия скандинавских богинь» (AliceKarlsdottirmMagicoftheNorseGoddeses, RunaRavenPress, 2003), и эту книгу мы настоятельно рекомендуем как самый лучший справочник всем, кто намеревается работать с жителями Фенсалира. Изложить здесь всю информацию, которую приводит Элис Карлсдоттир, невозможно за недостатком места, да это и не имеет смысла: куда лучше обратиться к ее книге непосредственно. Скажем лишь несколько слов о самых известных (а также о нескольких малоизвестных) служанках Фригг — на тот случай, если вы встретитесь с ними неожиданно. У некоторых из них — свои отдельные жилища, а некоторые живут прямо в Фенсалире. Чертог одной из служанок, Саги, находится в другой области Асгарда, и о нем речь пойдет в соответствующем месте, однако иногда и Сагу можно встретить в Фенсалире. Всё это — руководительницы первого ранга под началом Фригг; каждой из них прислуживают десятки других подчиненных (в основном женщин).
Первая в перечне служанок Фригг — ее сестра Фулла, богиня изобилия. Обычно ее описывают как полногрудую, пышущую здоровьем деву с длинными золотыми волосами и золотой головной повязкой. Она ассоциируется с драгоценными камнями и хранит ларец с драгоценностями Фригг. Эта ее обязанность очень важна: от Хозяйки Дома зависит благосостояние всех домочадцев, а ларец с драгоценностями — символ этого благосостояния. Некоторым людям, служащим Фригг, доводилось заглянуть в этот ларец, и они утверждают, что там хранится не просто материальное богатство в обычном понимании, но и великая сила и власть. Кроме того, Фулла хранит обувь Фригг: говорят, у той много пар башмаков, и все они — волшебные. Фулла подобна древнеримской богине изобилия Абундации. Она живет в Фенсалире и принимает на себя управление всем хозяйством, когда у Фригг появляются другие дела. Если вы собираетесь часто посещать Фенсалир, постарайтесь установить прочные отношения с Фуллой: она может дать немало полезных советов о том, как общаться с другими обитателями этого чертога.
Эйр, целительница асов, вероятно, превосходит всех остальных служанок Фригг по значимости функций, и именно к ней чаще всего обращаются за помощью. Обычно ее описывают как практичную, неброской внешности женщину, исполненную достоинства, солидную, очень умелую и сведущую в своем деле и внушающую доверие с первого взгляда. Если, например, она подойдет и попросит показать какую-нибудь рану, которую вы вообще-то стесняетесь демонстрировать, вы подчинитесь без малейших сомнений, твердо зная, что она поведет себя вежливо и профессионально и даст полезный совет. Эйр живет в отдельном, невысоком, но просторном доме поблизости от Фенсалира. По столам у нее разложены лекарства на разных стадиях приготовления, а с потолка свисают пучки сушеных трав. В светлых и хорошо проветриваемых покоях стоят кровати для больных и раненых, хотя, заглянув в эти комнаты, вы едва ли вы увидите кого-то из пациентов. Это не значит, что их там нет, — просто Эйр старается защитить своих подопечных от посторонних глаз и делает их невидимыми для посетителей. Если вы учитесь на целителя, она может взять вас с собой на обход, но большинство пациентов все равно останутся для вас незримыми. В вестибюле этой божественной больницы бьет волшебный источник, воды которого великолепно очищают любые раны, как внешние, так и внутренние. Гостям разрешают пользоваться этой целебной водой, сколько им нужно.
Гна, посланница Фригг, не имеет собственного жилья: у нее есть только небольшая комната в Фенсалире, да и туда она приходит только поспать. Она постоянно в разъездах, и ей это по душе. Ее чудесный конь Хофварпнир («Цветущее копыто») может скакать не только по земле, но и по воде и по воздуху. Гна любит лошадей и безо всяких расспросов может начать рассказывать об их особых способностях и родословных, а также о родителях Хофварпнира — Гардрофе и Хармскерпире («Толстокожем»). С радостью она поведает и о других лошадях Асгарда, сообщая об их родословных и перечисляя их имена: Глад, Гюллир, Глёр, Скейдбримир, Сильфтопп, Синир, Гильс, Фальхофнир, Леттфети и так далее.
Могучая земледица Гевьон — возможно, великанша или асинья с сильной примесью йотунской крови. Известно предание о четырех ее сыновьях-великанах, которых она временно превратила в быков, чтобы опахать и отделить от континента остров Зеландию. Гевьон — покровительница физического труда и тружеников, а также незамужних девиц. Дочерей у нее нет, однако любой молодой женщине она может подать хороший совет о том, как стать набраться сил и выживать во враждебном мире самостоятельно. Обращаться к ней за помощью могут девочки-подростки, попавшие в беду или запутавшиеся в сложных обстоятельствах. У Гевьон — свой отдельный дом-коттедж, стоящий за коровьими хлевами.
Снотра, олицетворение сдержанности и трудолюбия, — скромная богиня, живущая в самом Фенсалире. Обычно к ней обращаются за советами о том, как правильно вести себя в жизни, как научиться умеренности, усмирить свой норов и так далее. Непрошеных советов она не дает, а на вопросы отвечает спокойно и без нравоучений. Именно к этой богине лучше всего обращаться за советами по вопросам дипломатии.
Ловн — покровительница влюбленных, к которой они могут воззвать о помощи и защите. Ловн заступается за них, когда другие люди не позволяют им соединиться; хотя в наши дни ее подопечными оказываются в основном те, кто вступает в связи, к которым неодобрительно относится скорее общество в целом, чем отдельные люди. Так или иначе, Ловн убеждена, что любовь есть любовь и ее надо поддерживать. Половину времени она проводит в Сессрумнире с Фрейей, а половину — в Фенсалире, у Фригг. Есть у нее и свой сельский домик, в соломенной крыше которого гнездятся птицы, переносящие весточки между влюбленными.
Сьёвн тоже часто бывает в Сессрумнире: это богиня, восстанавливающая мир между супругами, разделенными ссорой. К ней нередко обращаются за советом супружеские пары. У Сьёвн тоже есть свой отдельный коттедж — мирный и спокойный дом, где она принимает пришедших к ней за помощью; всякий, кто входит в него, должен оставить все свое оружие за порогом. Иногда Форсети призывает ее как посредницу в переговорах между врагами, особенно если те когда-то были между собой дружны.
Вар, свидетельница клятв, — молчаливая богиня, которую редко можно встретить даже в Фенсалире, если там не происходит событий, требующих ее присутствия. На каждой свадьбе в Асгарде она молча стоит у алтаря; и ее можно призывать как свидетельницу любых обетов и клятв. Вар сурова и неумолима: любое нарушение клятвы, с ее точки зрения, — великое зло, независимо от того, какие за ним стояли причины. Специально искать ее не нужно: если Вар понадобится вам как свидетельница, она придет сама. Ее оружие — посох, силу которого подчас испытывают на себе клятвопреступники.
Хлин, богиня траура, дарует утешение скорбящим. Обычно она предстает в образе женщины средних лет, материнского типа, в темно-сером одеянии. Ее простой, скупо обставленный дом открыт для всех, кто хочет излить ей душу, выплакаться и найти утешение в ее материнских объятиях. Если она вам не нужна, скорее всего, вы ее и не встретите; но в противном случае при визите в Асгард ноги сами могут привести вас в ее коттедж. Некоторые духовидцы, работающие с Хлин, говорят, что она, вдобавок, одна из богинь войны. Хлин великолепно владеет разными видами оружия, и тем немногим, кого Фригг сочтет достойными, она может передать толику своего мастерства и мудрости в военном деле. В глубине Фенсалира располагается ее оружейная — строгий, без лишних украшений зал с блестящими деревянными полами и высокими окнами. Здесь Хлин оттачивает свое искусство и тренирует учеников. Держаться с ней следует как можно более почтительно.
Сюн — привратница Фенсалира и еще одна богиня клятв. Она живет прямо в Фенсалире, и если вы пожалуете туда в неурочное время, именно Сюн будет решать, впустить вас или нет. Фригг доверяет ее чутью и обычно оставляет решение таких вопросов на ее усмотрение. Итак, вам придется объяснить этой привратнице, зачем вы пришли, и убедить ее, что ваше дело достаточно важно, чтобы потревожить сон обитателей Фенсалира.
Вёр — еще одна из тех служанок, которые редко показываются на глаза гостям. Эта ясновидица и мудрая женщина невысока ростом, темноволоса и часто ходит под покрывалом. Призывать ее на помощь в толковании гаданий бесполезно: она, как и Фригг, много знает, но не спешит делиться своими познаниями. Чаще гадатели призывают эту богиню просто благословить их работу и показать, как справляться с ней более легко и гладко, и Вёр действительно может этому научить, если сочтет, что за вашей просьбой стоят веские причины. Живет она в небольших покоях в дальней части Фенсалира, куда смертным доступ закрыт.
Хульдру, трудолюбивую смотрительницу стад, нередко отождествляют с Хольдой. В наши дни некоторые утверждают, что это два имени одной богини, а некоторые полагают их все же различными сущностями. Так или иначе, считается, что у Хульдры коровий хвост и что она покровительствует хульдрам — малым лесным духам, обитающим в Мидгарде. Днем ее в Фенсалире почти никогда не встретишь: она пасет овец, коз и коров, выводя стада в поле и следя за тем, чтобы они благополучно вернулись домой.