Магия Безвременья

Объявление

20 января - фаза Луны: I четверть (молодая Луна),
с 10:18 5 лунный день >>>
20 января - Луна в знаке Рыб
( UT=GMT - универсальное международное время
Определение местного времени: Москва, СПб = UT+3 (летом +4), Киев, Минск = UT+2 (летом +3) )



C Наступившим Рождеством!



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия Безвременья » Иные традиции » Японская и китайская мифология и магия


Японская и китайская мифология и магия

Сообщений 61 страница 65 из 65

61

Китайские ритуалы для привлечения богатства

http://s7.uploads.ru/t/AG4bX.jpg

1. В Китае считается, что ношение нефритового кольца на мизинце привлекает богатство! Лучше, если мужчины будут носить кольцо на левой руке, а женщины на правой. Конечно, лучше всего, если кольцо полностью будет из нефрита, но кольцо с камушком тоже будет работать!

2. Вот еще один интересный ритуал. Возьмите зеленую хлопковую нить для вязания, длиной 30 сантиметров. Обвяжите ею 5 раз мизинец по часовой стрелке, в конце завязав узелок. Мужчины обвязывают мизинец на левой руке, а женщины на правой. Если в течение дня узелок намокнет, следует перевязать мизинец новой ниткой. Китайцы полагают, что этот ритуал активизирует энергию богатства, и поэтому денежная удача начинает стучаться в вашу дверь!

3. Каждое утро перед выходом из дома рисуйте на правой руке красными чернилами знак денег. Это может быть, например, китайский иероглиф, символизирующий богатство, или всеми любимый знак доллара или евро. Упражнении стоит начать в тот день, когда как на небе появится молодой месяц, и повторять делать в течении пятнадцати дней. Считается, что через три дня после полнолуния вы получите приличную сумму денег!

4. Вам понадобится драгоценный камень красного цвета и копилка. Начинать ритуал нужно в новолуние. Перед сном на листе бумаге нарисуйте шестиконечную звезду, положите в ее центр ваш камушек, аккуратно сложите листик бумаги с камушком, и положите под подушку.
Утром бумагу можно выбросить, а камушек положите около копилки. В копилку положите монетку или денежную банкноту, и громко проговорите ваше желание. Чем больше раз вы его повторите, тем лучше. Повторите все вышеперечисленные действия пятнадцать дней подряд. Когда ваше желание исполнится, то достаньте из копилки все монетки, и положите их вместе с камнем в какую-нибудь коробочку. Коробочку после этого следует спрятать, и никому не показывать. Когда вам снова понадобятся деньги, вы можете повторить этот ритуал. Потом все деньги из копилки снова нужно будет сложить в ту же коробочку. По истечении года, следует достать все накопленные в волшебной коробочке деньги, и отдать их на благое дело.

5. В Китае есть ряд примет для азартных игроков, поэтому если вы собрались в казино, рекомендуем внимательно изучите данную информацию. Итак, если вы уже выиграли некоторую сумму денег, и решили продолжать игру, не стоит уходить из-за стола, мыть руки и даже отлучаться в туалет. Терпите, пока можете, если хотите еще что-то выиграть! У китайцев вода символизирует деньги, а если вы покидаете игорный стол и отправляетесь в туалет, это равносильно тому, что вы сливаете деньги!

6. В Китае игроки верят, что ни в коем случае нельзя играть против беременной женщины. Китайцы верят, что в своем животе женщина носит двойную удачу, а также у нее есть дополнительная пара глаз, чтобы наблюдать за соперниками. При этом считается, что если вас при игре сопровождает беременная женщина, это несет большую удачу!
Кстати, если вы на что-то спорите, а за вашей спиной находится беременная женщина, то вы непременно выиграете.

7. Если сопровождаете одного из игроков, то никогда не касайтесь его плеча, ведь даже легкое прикосновение к плечу – это плохая примета! Считается, что если во время игры дотронуться до плеча игрока, то его удача испарится!

8. Если вы играете на деньги, убедитесь, что за вашей спиной или напротив вас никто не читает книгу, так как на китайском диалекте слово «книга» звучит также как и слово «проигрывать»!

9. Китайцы полагают, что юго-восточный сектор вашего дома – это сектор богатства. Поэтому очень важно не помещать на юго-востоке никаких предметов красного цвета! Красный цвет – это цвет огня, а юго-восточный сектор находится под влиянием элемента Дерева. Вы же не хотите сжечь свое богатство?!

10. Если вы хотите привлечь удачу в богатстве, рекомендуется носить в кошельке несколько грамм морской соли. Лучше положить ее в пластиковый пакетик, и спрятать в секретном отделении вашего кошелька! Менять ее следует раз в месяц, так как считается, что за этот срок соль теряет свои свойства.

11. Еще один активатор денежной удачи – это листик мяты в вашем кошельке! Считается, что запах мяты притягивает богатство! Если вы не нашли листья мяты, не расстраивайтесь, вы можете использовать простой пакетик мятного чая!

12. Очень большую роль китайцы уделяют ношению колец на руках. Оказывается, в зависимости от того, на каком пальце человек носит кольцо, он привлекает в свою жизнь удачу в различных областях. Если вы хотите обладать властью, следует носить кольца на указательных пальцах. Кольцо на безымянном пальце – это символ вечной любви. А вот носить кольцо на большом пальце совсем не желательно, ведь это означает потерю удачи и благосостояния!

13. Если у вас есть свой магазин, то никогда не кладите мухобойку около кассы! Это символизирует отпугивание клиентов! Тоже касается и метлы, никогда не ставьте ее около кассы!

14. Китайцы верят, что если вы находите деньги на улице, то это верный знак скорого повышения по службе. Кстати, если вы находите на улице деньги, пусть даже самого маленького достоинства, никогда не стоит проходить мимо! Все такие деньги рекомендуется собирать и хранить в зоне богатства вашего дома!

15. Вот еще один очень популярный ритуал для привлечения денег. Возьмите небольшой керамический сосуд, напишите на нем ваше имя и дату рождения, для большего эффекта можете написать данные всех членов семьи. Теперь положите внутрь 12 китайских монет, компас, фигурку мистического животного Цилиня, золотой слиток (конечно не обязательно, чтобы он был настоящий), и денежные единицы девяти стран мира. Когда все будет готово, закопайте сосуд в саду перед домом. Если вы живете в квартире, и сада у вас нет, можно закопать ваш сосуд в цветочный горшок, главное, чтобы он был зарыт в земле, так как именно земля привлекает к вам деньги. Считается, что в течение девяти дней вы получите хорошую сумму денег!

16. К сожалению, у всех нас иногда бывают черные полосы в жизни. Обычно считается, что нужно терпеливо переждать ее в надежде, что скоро начнется белая полоса. Китайцы придерживаются другого мнения.
Они уверены, что утраченную удачу можно вернуть. Например, с помощью обычной морской соли. Нужно наполнить до краев морской солью черный или темно-синий сосуд и поставить его в сухое место на кухне. В результате исчезают даже самые большие неприятности, и к вам снова возвращается удача! Кстати, этот популярный ритуал улучшает отношения между супругами, если в семье наметились проблемы. Каждые десять дней нужно выбрасывать старую соль и насыпать новую.

Отредактировано bavariarussia (6th May 2016 17:51:06)

0

62

https://pp.vk.me/c633125/v633125448/29cac/tAwNJ7BGXVg.jpg
Хикэси-баба - старуха, гасящая огонь
--

Этот ёкай выглядит как седая гротескного вида старуха. Она бродит от дома к дому и задувает фонари.

Сама по себе эта баба не опасна, но косвенно она вредит людям. Ее цель — сделать мир мрачнее, именно для этого она гасит красивые бумажные фонарики, которые украшают японские дома. Ёкаи по своей природе не любят яркого света и веселья. Баба же создаёт более подходящие условия для других ёкаев, которые уже не так безобидны.

0

63

НЕКОМАТА
(猫又 или 猫股)

"Появилась на юге нэкомата, и за один вечер умерли то ли семь, то ли восемь человек..."

Дневник Фудзивара-но Тэйка, 1233 год

Нэкомата — чудовищная двухвостая кошка-ёкай, среди демонических кошачьих Японии известна сейчас больше всех (часто под именем бакэ-нэко) и безусловно является самой выдающейся. Во всех смыслах. Она словно живет под лозунгом «догнать и перегнать», щеголяя по сравнению с товарками: гигантскими размерами, двойным набором хвостов, большой магической силой и поразительной свирепостью. Наряду с кайбё, нэкомата — наиболее страшная разновидность котодемонов. Но в отличие от кошки-призрака, которая появилась на свет относительно недавно (где-то в XIX веке или чуть раньше), нэкомата может похвастаться куда более почтенным возрастом и удивительными превращениями.

Однако, прежде чем погружаться в ее родословную, неплохо было бы выяснить, что собственно означает слово «нэкомата». Перевести его не так-то просто. Большинство переводов имени ёкая зависят от иероглифов-кандзи, которыми оно записано, а нэкомату можно записать тремя разными способами. При этом все три произносятся совершенно одинаково. Самой древней формой записи была 猫また, где первое кандзи 猫 означает «кошка» (нэко), а остальное записано слоговой азбукой хирагана. У знаков хираганы нет значения, поэтому об истинном смысле этой части можно только догадываться.

Позже появился вариант 猫股, где снова используется кандзи 猫 (нэко) для кошки, а далее идет 股 (мата), которое означает «раздвоенный». Смысл этого совершенно очевиден и переводится как описательное «кошка с раздвоенным хвостом».

Однако, самый распространненный вариант наиболее запутанный. Чаще всего слово «нэкомата» записывается как 猫又, что сочетает в себе 猫 (нэко) и 又 (мата) — последнее в значении «опять», «снова», «повторение» и т. д. Этот вариант дословно переводят как «повторяющаяся кошка», но по поводу смысла существуют споры. Некоторые говорят, что это связано с тем, что у нее два хвоста, которые как бы дублируют друг друга, а другие — что кошка начинает жизнь заново, как нэкомата.

Тем не менее, скорее всего, эти два последних иероглифа появились позднее, как попытка объяснения существующего слова, что в научных кругах называется народной этимологией. Считается, что в своем первоначальном виде часть «мата» (записанная хираганой) связывала живущих в лесу нэкомат с обезьянами, поскольку верили, будто они точно так же скачут с дерева на дерево. Но как бы то ни было, все эти объяснения чисто умозрительны — никто тольком не знает, что означает «нэкомата».

Ее корни уходят в глубину веков. В источниках нэкомата впервые упоминается во времена эпохи Камакура (1185-1333 гг.) в свитке «Цурэдзурэ-гуса» (徒然草; «Плоды Отдыха» еще известные как «Записки на досуге»). Их автор Ёсида Кэнко писал: «Далеко в горах есть существа, называемые нэкомата. Говорят, они едят людей». Примерно в это же время Фудзивара Садаиэ — он же Фудзивара-но Тэйка, — записал в свитке «Мэйгэцуки» (明月記; «Записки при Ясной Луне»), что 8 августа, в первый год Тэмпуку (1233 г.), в Нанто (современная префектура Нара) нэкомата с гор убила и съела несколько человек.

Древняя нэкомата совсем не походила на тот причудливый образ, под которым известна сейчас. В ее облике не было ничего сверхъестественного; в тех же «Мэйгэцуки» сказано, что у нэкоматы «глаза, как у кошки, а тело подобно телу большой собаки». Это были просто жутковатые звери, которые, по слухам, убивали и пожирали людей, забредших слишком далеко в горы, и ничего больше. Поэтому к нэкоматам эпохи Камакура отношение было таким же, как и к любым другим горным хищникам — их боялись, но не считали чем-то из ряда вон.

Есть предположения, что эти описания были основаны на реально существовавшем животном. Когда-то в доисторические времена в Японии водились карликовые тигры, кроме того тигров часто привозили из Китая. Возможно кто-то из них мог убежать, скрыться в лесах и превратиться в глазах испуганных крестьян, никогда не видевших тигров, в чудовище. А кто-то и вовсе считает, что легенды о древних нэкоматах основаны на заболевших бешенством животных, учитывая их склонность к уединенности и нападению на людей.

Подтверждением того, что в существование нэкоматы верили с древнейших времен могут считаться топонимы. Так в провинции Эттю — сейчас префектура Тояма, — была гора где нэкомата якобы убила нескольких человек, поэтому возвышенность назвали — Нэкомата-яма (гора Нэкоматы). А в провинции Айдзу — сейчас префектура Фукусима, — есть гора называемая Нэкома-дакэ (пик Дьявольской кошки), с которым связано несколько легенд о нэкоматах.

Однако, как бы то ни было со временем «большая кошка-людоед» превратилась в «очень большую кошку-людоеда». Наступила эпоха Эдо (1603-1868 годы) известная своим интенсивным мифотворчеством, как народным, так и авторским. В это время новые ёкаи вырастали, как грибы после дождя, а старые — подвергались переосмыслению и, так сказать, модернизации. Конечно, древнюю нэкомату сложно было назвать ёкаем, однако японцы не могли пройти мимо таинственной горной жительницы, кушающей человечину, и рассказы о нападении зверя стали обрастать сверхъестественными подробностями, а сами животные изменялись все сильнее и сильнее.

Существует мнение, что на превращение нэкоматы в чудовище повлияли китайские поверья о Сяньли (яп. Сэнри) — «чудесных кошках». Китайцы верили, что когда дикие кошки стареют, то получают духовную силу небожителей и могут принимать облик красивых мужчин и женщин, чтобы высасывать из людей жизненную силу.

Но из-за чего бы ни начался процесс ёкаизации некоматы шел он довольно медленно. В начале эпохи Эдо будущий двухвостый монстр всего лишь сильно прибавил в размерах. В 1685 году в книге «Синтё Мондзю» (新著聞集; «Собрание Новых Слухов») была описана нэкомата размером больше кабана. В книге «Ваку-сиори» (倭訓栞; «Закладка Китайских Символов»), написанной в 1775 году, рассказывается, что рычание нэкоматы будило эхо по всей горе, а размером она была со льва или леопарда. В книге «Гуйисоо» (寓意草; «Записи раздумий во временном жилище») 1809 года написано о нэкомате, которая была размером в 9 сяку и 5 сун (около 2,87 метра) и спокойно глотала собак.

Однако настоящие изменения с легендами о нэкомате произошли в середине эпохи Эдо. Люди стали значительно реже бродить по горам, предпочитая оставаться в городах и деревнях. Поэтому наряду с поверьями о гигантских горных зверях, возникло убеждение, что нэкоматы также развиваются из обычных домашних кошек-долгожителей. Считалось, что когда кошка достигала предельного возраста, она изменялась в новую форму, покидала своих хозяев и начинала новую жизнь в горах как нэкомата. С тех пор гигантская кошка окончательно превратилась в ёкая и, «спустившись» с гор, вошла в человеческие жилища.

Так появились на свет две разновидности нэкоматы: домашняя и дикая. Домашние уходят в горы, поднакопив сил, а дикие — живут там изначально и их мощь неизмеримо выше.

Поверье излагалось у Юсоку Кодзицу и Исэ Фудатакэ в книгах «Ансэй Дзуйхицу» (安斎随筆; «Записки из Ансэй») и «Кадзусай-но Нэко» (数歳の猫; «Кошки разного возраста») и там же уточнялось, что хвосты старых домашних кошек во время трансформации разделялись на два. Ученый Араи Хакусэй впоследствии широко распространил это убеждение в своих записках о загадках кошек. Его работы даже писали на новостных деревянных табличках-каварабан, что стояли на перекрестках дорог. Эта деталь полностью поглотила поверья эпохи Камакура и почти невозможно найти современные изображения нэкоматы, где бы она не изображалась как двухвостое чудовище.

Но цивилизованная городская обстановка ничуть не притупила дикости и кровожадности нэкоматы. Она презирает людей, а огромная магическая сила, что скапливается у нее за годы жизни, позволяет ей дышать огнем и создавать огненные шары, которые устраивают обширные пожары где гибнет множество людей. Кроме того, нэкомате приписывается способность управлять трупами умерших, как марионетками (для этого, она совершает специфические движения хвостом). Это объединяет ее с другой демонической кошкой — кася, которая как известно ворует мертвецов во время похорон. Порой нэкомату даже путают с кася, хотя это два разных ёкая.

Часто путают нэкомату и с бакэ-нэко. Впрочем, учитывая, что в широком смысле «бакэ-нэко» означает — «кошка, которая подверглась изменению», то почти все котообразные демоны имеют права так называться. Однако, все-таки нелишне помнить, что кроме общего понятия существует еще и конкретный ёкай с таким названием. А поскольку нэкомата не является подвидом этого конкретного ёкая (в отличие от кайбё), то и смешивать их не стоит.

И все-таки как же отличить нэкомату от бакэ-нэко? Попробуем разобраться.

Самое очевидное это конечно хвост — если их два, то перед вами скорей всего нэкомата. У бакэ-нэко хвост как правило один. Во-вторых, размер — нэкомата обычно гораздо, гораздо больше бакэ-нэко. Кроме того, последним не свойственно огненное дыхание и они не могут создавать большие огни, а нэкоматы могут и то и другое. Еще одно отличие: место обитания. Хотя нэкомата эпохи Эдо и рождается из домашней кошки, но жить часто уходит в горы. А вот бакэ-нэко бывает там только раз в год, во время кошачьего праздника на горе Нэко-дакэ. Но самое главное отличие в том, что нэкомата — это монстр, который выглядит как огромная, ужасная кошка, а бакэ-нэко — скорее оборотень. Ей милее человеческий или получеловеческий облик. Конечно, можно найти истории, где эти различия не соблюдаются, но ведь из каждого правила существует исключение. К тому же японский фольклор никогда не грешил жесткой регламентацией; ведь суть всех ёкаев в изменчивости и непостоянстве.

В земле Этиго видели гигантскую нэкомату. По окончании погребальной церемонии, когда скорбящие родственники направились с гробом на кладбище, небо внезапно потемнело, и неведомо откуда возник огненный шар, а в нем — огромная кошка с разделенным надвое хвостом.

Найдено на просторах страны Вэбу-но куни

Историй о нэкоматах немало, но в основном это короткие былички из разряда «в таком-то году в такой-то провинции видели / убили нэкомату». Одна из самых известных историй о нэкомате есть в книге «Ямато Кайики» (大和怪異記; «Таинственные истории Японии»), написанной в 1708 году, где есть рассказ под названием «Огонь Нэкоматы». Там повествуется о самурае, в чьем доме поселился полтергейст. Самурай приглашал множество шаманов, священников и заклинателей духов, чтобы положить этому конец. Но никто из них не сумел отыскать источник беспокойства. В один прекрасный день, преданный слуга, что охранял покой господина, заметил очень старого кота, который нес во рту бумагу с написанным на ней именем хозяина дома. Слуга сразу же выстрелил в кошку священной стрелой и попал животному в голову. Когда кот умер, все смогли рассмотреть, что у него раздвоенный хвост. Со смертью животного все сверхъестественные явления в доме прекратились.

В современной культуре нэкомата очень популярна, но стала жертвой повального одобродушивания ёкаев. Очаровательные, забавные и трогательные двухвостые киски, мелькающие в кадрах аниме или на страницах комиксов-манга мало похожи на инфернальных людоедов прошлого. От стародавних времен у них остались только магические силы да несколько неуравновешенный характер. Самой каноничной нэкоматой на телеэкране является Тайлер Мяудэн — брутальный двухвостый кот из аниме-сериала «Богиня-школьница» (Kamichu!, 2005), который пытался взбунтовать всех кошек в городе, где жила главная героиня, и повести их против людей.

Вот такой интересный и долгий путь порой приходится проходить существам японской мифологии, превращаясь из дикого хищника в сверхъестественное чудовище, а затем становясь объектом умиления и развлечения. И хотя добродушные нэкоматы несомненно тоже нужны в этом мире, однако не стоит забывать о том, как все начиналось.

Ведь даже самая милая, добрая и веселая кошечка в глубине души страшное кровожадное чудище.

Подготовка статьи: Геннадий Коршунов, Алкэ Моринэко

http://www.bestiary.us/files/imagecache/250x250/images/Reborn_Nekomata.png

0

64

Бакэнэко

“В священных книгах сказано, что тысячелетняя лиса может превратиться в красавицу, столетняя мышь — в колдунью. Старая же кошка может стать оборотнем с раздвоенным хвостом.”

Япона кошь

В Японии считается, что длиннохвостая кошка с течением времени может стать оборотнем. Так получается, если кошка проживет 13 лет, или она трехцветная, или сильно растолстеет, или запрыгнет на мертвеца, или у нее просто будет очень длинный хвост. Поэтому японским кошкам часто укорачивают хвосты. Правда, говорят, это чтобы она искры от очага по дому не разносила и пожаров не наделала, но что-то не верится...

Хвосты кошкам укорачивают, чтоб они не стали бакэнэко — кошками-оборотнями. Последних опасаются в первую очередь потому, что бакенэко могут принимать облик или вселяться в тело умершего. При этом поговаривают, что бакэнэко сами могут способствовать переходу человека в мир иной, дабы позаимствовать его тело. Вот типичная история:

у некого Такасу Генбая пропадает кошка. А вскоре его почтенная матушка начинает вести себя странно. Проследив за ней, испуганные домашние видят огромную кошку в одеждах женщины. Кошку убивают и перед ними вновь их милая домашняя любимица. Зато под полом комнаты обнаруживается скелет матушки Такасу, чей облик позаимствовала бакэнэко...

Япона кошь

Потому, как и в Европе, для предотвращения "восставания" умершего, кошек старались не подпускать к мертвым близко — они вполне могли занять тело покойного хозяина. Часто рядом с покойником клали металлические предметы — это должно было помешать кошке приблизиться и утащить его в ад.

Бакэнэко часто терроризирует тот дом, где живет, вызывая шаровые молнии. Представляет опасность для спящих. Бакэнэко может ходить на задних лапах, говорить, изменять форму тела, превращаясь в человека. Он в разы превосходит в размерах обычного кота. Когда бакэнэко в конце концов убьют, то тело его может достигать целых пять футов в длину. Бакэнэко охотится и на людей. Он запускает свои огромные лапы в двери, ища добычу – человека, как поступают обычные коты, когда охотятся у мышиной норы.

Впрочем, не всегда бакэнэко столь инфернальны. Есть такая вот легенда:

В древние времена в одном старом храме, в который никто не заходил, поселилась кошка. Она стала выходить на дорогу и садиться на задние лапы, поднимая при этом переднюю лапу, как бы приглашая людей в храм. Узнав о таком диве, толпы повалили в этот храм. С тех пор статуи кошек с поднятой передней лапой считаются приносящими удачу и часто ставятся перед храмами и в домах.

Япона кошь

Хотя и говорят, что бакэнэко могли выступать и как добрые создания, помогающие людям , чаще все же приходится слышать об их хитрости и коварстве. Известны случаи, когда японские кошки, принявшие облик небесных красавиц (как кицуне — наверное, это такая японская традиция), уговаривали неосторожного путника омыться в горном источнике. Доверчивого японца можно понять — человеческом облике бакэнэко демонстрируют сверхчеловеческую гибкость, подвижность и хитрость. (Еще они и кошачьи хвосты демонстрируют – три или семь штук). В таком случае участь незадачливого "туриста" была решена — у него отрастал хвост и он навсегда присоединялся к кошачьему племени. Это, конечно, получше будет чем то, что вытворяют всякие кумо, но вариант тоже не шоколадный. Хотя, как сказать, как сказать… В человеческом виде японские кошки-оборотни в принципе сохраняют свою исконную кошачью масть, так что при определенной доле воображения некоторый вариант можно описать и как шоколадный.

В плане стихий, бакенэко тесно связаны с огнем: бакэнеко часто изображаются облизывающими масло из ламп. Поскольку в старинных лампах масло делалось из рыбьего жира, то все становится понятным. Поговаривают, что и огнедышащие кошки в Японии не редкость. Наверное из-за этой скрытой любви к пламени, на Сэцубун (3-4 февраля) все японские бакэнэко собираются в своем кошачьем дворце на вершине "кошачьей горы" — вулкана Нэкодакэ. Но, как бы то ни было, любят японцы своих бакэнэко. Даже если не брать в расчет аниме, у них — у японцев — есть даже целый жанр в театре кабуки Neko sodo mono («кошачий переполох»).

Подготовка статьи: Геннадий Коршунов

https://lh5.googleusercontent.com/-gMNb8hKa5Cw/Tk-RTawcD9I/AAAAAAAAKpM/ZfLGlLQohy4/s912/bakeneko_by_savagepassion666-d3352q2.jpg

0

65

Кайбё

В японской мифологии призрачная кошка, разновидность бакэ-нэко

Не каждая кайбё — нэкомата, но все они бакэ-нэко как бакэмоно.

Гайдзинская мудрость

Всякий, кого интересует японская мифология, знает, что Страна Восходящего Солнца буквально одержима различными привидениями всех мастей и калибров. Даже среди кошек можно отыскать призраков, которых называют — кайбё.

По сути, кайбё — наряду с двухвостой нэкоматой — еще одна разновидность бакэ-нэко. Но главное ее отличие от других магических кошек заключается в способе возникновения, а также в ее нематериальной природе. Ведь бакэ-нэко, как правило, чудовище, в то время как кайбё — дух, причем дух мстительный.

Однако не стоит забывать, что всяческое противопоставление кайбё и бакэ-нэко условно, поскольку само понятие "бакэ-нэко" имеет как общее, так и более узкое применение. В частности, дословный перевод "бакэ-нэко" — "кошка, которая подверглась изменениям", поэтому и призрачная кошка (кайбё), и двухвостая кошка (нэкомата), и кошка-монстр (бакэ-нэко в узком смысле) — все они "кошки, подвергшиеся изменению", а значит все они бакэ-нэко. Это же касается кайбё и нэкоматы. Поскольку призрачная кошка тоже может иметь раздвоенный хвост, то она имеет право называться нэкоматой. Однако, легенды дают повод различать просто нэкомату (подробнее о ней — в соответствующей статье) и призрачную кошку, у которой есть признаки нэкоматы, так сказать, кайбё-мата.

Для того чтобы стать кайбё, кошка должна испить крови своей хозяйки (реже — умереть вместе с ней). При этом сама хозяйка должна быть убита или совершить самоубийство из-за какой-либо несправедливости. Кошка, попившая крови, может принимать человеческий облик (как правило, сначала — хозяйки, а потом и других убитых ею людей), и в этом облике обладает сверхчеловеческой силой. Кайбё, как и прочие мстительные духи, может наводить на людей морок, так что тем начинает мерещиться, что окружающие их слуги и родственники на самом деле призраки. Попавшие под чары призрачной кошки в стремлении уничтожить ее, начинают рубить мечом направо и налево, убивая всех подряд. Но у кайбё есть и другие, специфические приемы. Главный из них — она может подчинять своей воле других людей — как живых, так и мертвых (но только тех, кого кошка убила сама). Кайбё очень сильна и живуча, она без труда может перегрызть человеку горло или задушить, а ее саму убить непросто, хотя и возможно.

При этом мозги у кайбё остаются по большому счету кошачьими. Одна мысль — месть! — в них еще умещается, но для раздумий о том, заслуживает ли человек смерти, места уже не остается. Ведь кошка — хищник, а кто там будет разбирать, хорошие эти мыши или плохие. Часто кайбё становится стихийным бедствием и изничтожает женское (а иногда и мужское) население замка, даже не столько с целью добраться до главного обидчика, сколько из удовольствия. Если с кайбё не удается разобраться современникам, то многие поколения она будет охотиться и после свершения мести на ни в чем не повинных людей.

...Расставшись со своим господином О-Тоё удалилась в свою комнату и легла спать. В полночь она проснулась, будто от толчка, и неожиданно заметила, что в комнате притаилась огромная кошка и наблюдает за ней. Когда женщина закричала, кошка прыгнула и, сжав зубами нежное горло, задушила ее. Какой жалкий конец для столь блистательной дамы умереть от зубов кошки! После этого животное вырыло под верандой яму и, закопав тело О-Тоё, приняло ее облик, чтобы околдовать принца.

(Элджернон Бертрам Фриман-Милфорд, "Сказки старой Японии")

Легенд о кайбё не слишком много. В основном это пьесы для театра кабуки, которые повествуют о трех, наиболее ужасных призрачных кошках. Самой известной из них несомненно является так называемая история о кошке Набэсимы. Набэсима — это реально существовавший род князей-даймё, которые правили в нынешней префектуре Сага. Основой для легенд послужило противостояние Набэсимы Наосигэ со своим господином Рюдзодзи Такафусой за право владением княжеством Сага. Самоубийства, ряд скоропостижных смертей и приступов сумасшествия, сопровождавшие участников этих событий, породили множество слухов о мести неупокоенных душ. Масла в огонь подлила неожиданная смерть самого Набэсимы Наосигэ, который скончался от загадочной болезни.

В 1853 году Ёко Сэгава III (1806-1881) на основе конфликта кланов Набэсима и Рюдзодзи написал пьесу для театра кабуки «История кошки-монстра из прекрасного города Сага» (Hana Saga neko-mata zoshi). В этой пьесе господин Набэсима приглашает Рюдзодзи Матахитиро на партию в шашки-го, во время которой выходит из себя и убивает последнего. Услышав об этом, мать Матахитиро совершает самоубийство, ее любимая кошка лакает ее кровь, и превращается в мстительное чудовище. Она убивает ни в чем неповинных придворных дам, и, наконец, добирается до жены Набэсимы — Тоё. Самого Набэсиму спасает верный вассал Комори, которому удается победить монстра.

Есть о кошке Набэсимы и сказка. Ее можно прочитать в книге «Сказки старой Японии» (Tales of Old Japan), которая была составлена английским дипломатом Элджерноном Бертрамом Фриман-Милфордом в 1871 году. Неизвестно, что появилось раньше, сказка или пьеса Ёко Сэгавы, поэтому нельзя сказать как они повлияли друг на друга. Однако сказка несколько отличается от пьесы в деталях. В частности, неизвестны причины возникновения кошки-чудовища, лишь упоминается, что она принадлежала кому-то из слуг господина Набэсимы.

Другой известной кайбё является кошка со станции Окадзаки. История о ней — это эпизод из пьесы «53 станции Токайдо в пору цветения сливы» (Умэ-но хару годзю:санцуги), события которого разворачиваются на тридцать восьмой станции знаменитой дороги Токайдо, которая соединяла города Эдо (ныне Токио) и Киото. История кошки с Окадзаки такова.

Было у старушки две красавицы-дочки, обе влюблены в одного молодца. У младшей дочки была кошечка, и когда старушка умерла, кошка научилась вселяться в ее тело и строить козни в интересах своей хозяйки и на погибель ее сестре. Молодец со старшей дочкой застает кошку в образе старухи в храме, а перед ней пляшут два начинающих оборотня — с платочками на голове. Молодец, однако, оборотня опознал, дух кошки из тела старухи изгнал, а кошкина хозяйка вскоре скончалась при загадочных обстоятельствах.

Еще одной пьесой о кайбё можно считать произведение Каватакэ Мокуами — «Кошка из Арима или Бойцовская честь». Кошка эта терроризировала замок Арима, пытаясь отомстить за убийство своей хозяйки.

Действие пьесы начинается издалека и повествует князе Мацудайре, при дворе которого служит дама в летах по имени Сэкия, а при даме — девица Отаки. Однажды, когда князь обедал со своими приближенными, собака загнала в комнату котенка. Перепуганный зверек спрятался в складках княжеского одеяния, а собака стала рвать одежду зубами. При виде такого безобразия Сэкия схватила ковшик и убила собаку наповал, а ее прислужница Отаки подобрала котенка и стала его утешать. Этот котенок, которого назовут Асука, и стал впоследствии ужасной кошкой из Арима.

За свое хладнокровие и расторопность дама Сэкия была приближена к князю, а вместе с ней и Отаки, которая пришлась князю весьма по сердцу. Однако из-за зависти и ревности других дам, девушке пришлось бежать из дворца. В изгнании она узнает, что возлюбленный князь скончался от непонятной болезни и решает — это дело рук ее главной гонительницы, дамы Иванами, которая его отравила. Отаки, полная решимости отомстить за своего господина, нападает на Иванами и пытается ее убить, но дама, получившая хорошее самурайское воспитание, слишком хорошо владела алебардой-нагината. Она сама убивает Отаки, и в этот момент на сцену вступает Асука, ставшая чудовищной летающей кошкой-демоном. Для начала она загрызает и пожирает Иванами, а потом начинает охоту на родичей и придворных князя, которые были хоть как-то причастны к гонению на Отаки. Однако со временем вошедшая во вкус Асука стала убивать и правых и виноватых, и даже совсем случайных людей и нажила себе немало врагов, самым опасным из которых оказался телохранитель князя-наследника по имени Ямамура Тэндзэн. Пережив немало приключений по вине злобной Асуки, он с помощью двух борцов сумо побеждает ее и убивает.

На самом деле, кошку из Арима сложно в полной мере считать кайбё, она ощутимо тяготеет к классической кошке-оборотню. Но в этой истории четко прослеживается мотив превращения — месть, который, по моему мнению, и является основным отличием кайбё от собственно бакэ-нэко. Поэтому кошка из Арима заслуженно попадает в список.

С появлением кинематографа образ кайбё перекочевал на экраны, однако долго не продержался. Расцвет фильмов о кайбё приходится на 50-е годы прошлого века, но уже к концу десятилетия интерес к ним угас. Только в конце 60-х были сняты три выдающихся фильма о призрачных кошках: «Пруд кошки-призрака Отама» (Kaibyou noroi numa), «Черные кошки в бамбуковых зарослях» (Yabu no naka no kuroneko) и «Призрачный замок» (Hiroku kaibyou-den). После этого фильмы о кайбё уже не снимали.

Однако пару раз призрачные кошки-мстители появились в аниме, хотя там куда более популярны классические кошки-оборотни. В частности, кайбё можно заметить в сериале «МоНоНоКэ» (MoNoNoKe), ей посвящена последняя арка серий. И хотя в этом аниме призрачная кошка названа бакэ-нэко, но это без сомнения кайбё, поскольку там присутствует самоубийство, кровопитие и месть, что нехарактерно для обычных бакэ-нэко, которые просто обзаводятся магическими способностями, проказят и изредка кушают человечинку, не обременяя себя мыслями о восстановлении справедливости. Еще одна кайбё (тоже названая бакэ-нэко) замечена в «Аякаси: классика японских ужасов» (Ayakashi), где заключительная история посвящена котенку, который умер со своей хозяйкой и стал призраком.

Подготовка статьи: Алкэ Моринэко >>>

http://www.bestiary.us/files/images/nekomata-by-gijin.preview.jpg

0


Вы здесь » Магия Безвременья » Иные традиции » Японская и китайская мифология и магия