Все рунные песни единогласно признают ее руной солнца, однако возможно, как считает Яков Гримм, что речь здесь идет о заходящем солнце. Гримм цитирует один старинный рунический ритуал, обнаруженный им в собрании Л.Ф. Реефа: "Так, имеется следующая пропись, каким образом можно вынудить вора возместить украденное под страхом потери одного глаза: в воскресенье вечером, на закате солнца, нужно взойти на возвышенное место с ведром волы, вырезать руну "S" и приказать вору в течение определенного времени вернуть украденное добро, иначе он лишится своего правого глаза. Видимо, руна "S" как-то связана с воскресеньем и закатом... Воду же, вероятно, выливали так, чтобы она стекала с холма. Не исключено также, что перед этим руну следовало поскоблить и опилки высыпать в воду. В связь между поимкой вора и его глазом верили еще древние греки. В позднейших исландских ритуалах использовались восемь одноногих рун, заставляющих вора отдать украденные деньги: это руны Тира, Тора, Одина, Локи, Хёнира, Фригги, Фрейи (и Фрейра?).
Прообразом значка руны считают изображение солнечного луча или упрощенную свастику. Ведь свастика символизирует путь солнца, тогда как крест в колесе обозначает его место в календарном круге. Лишь позже свастика трансформировалась в знак молота Тора.
Имя руны восходит к индогерманскому "*sauel", "солнце". В Англосаксонской рунной песни солнце описывается как главный ориентир мореходов, в нордических песнях - как свет и тепло, растапливающее льды; щит здесь тоже упомянут. Победа над льдами - одно из важнейших значений руны, недаром ее называют руной победы. Поэтому Один поет эту руну в щит, чтобы его воины уцелели в бою и победили. У германцев было принято распевать заклинания в щит, усиливавший звук. У солнца тоже есть щит, описываемый в Речах
В германской мифологии есть богиня солнца, Соль, по-древневерхненемецки (и в Речах Альвиса, 16) именуемая Сунной. Сунна упоминается во Втором Мерзебургском заклинании "Сестры Синтгунты", а Синтгунта - германское имя нордической богини Сюн. Упоминается богиня Сюн и в Младшей Эдде (Именовники тулов), правда, опять-таки под именем Соль. В Видении Гюльви, 11, описывается солнечная богиня, однако только в качестве мифологического персонажа и дочери Мундильфари (Mundilfoeri - "Тот, кто движется в определенное время"; Mundill означает также: "рукоять, вертел"):
"Одного человека звали Мундильфари. У него было двое детей. Они были так светлы и прекрасны, что он назвал Месяцем (Мани) сына своего, а дочь - Солнцем (Соль). И отдал он дочь в жены человеку по имени Глен ("Просвет в облаках", ср. нем. Glanz), Но богов прогневала их гордыня, и они водворили брата с сестрою на небо, повелев Соль править конями» впряженными в колесницу солнца; а солнце боги сделали, чтобы осветить мир, из тех искр, что вылетали из Муспельхейма. Эти кони зовутся Арвак (Рановстающий) и Асвид (Всебыстрейший). Под плечами же их повесили боги по кузнечному меху, чтобы была им прохлада".
Отсюда явствует, что солнечный свет исходит от солнечной колесницы, возданной из огненных искр, а богиня солнца всего лишь правит ею, то есть олицетворяет солнечный разум. Эту богиню не следует смешивать с Бальдром (богом света, дня и солнца) и Фрейром (богом огня, плодородия и солнца), Тиром (богом войны и воинственного утреннего солнца) и Одином (богом небес и солнца).
В Деяниях саксов (Res gest? Saxonic?), труде Видукинда Корвейского, о богине солнца и победы сказано:
"Когда же настало утро, они установили орла над восточными вратами, воздвигли алтарь богине победы и почли ее особым священным обрядом, предписанным ложным учением предков; именем она сходна с Марсом, образом со столпами Геркулеса, местоположением с солнцем, именуемым у греков Аполлоном".
Сходство ее имени с Марсом (Tius, Ziu) объясняется тем, что у нее имеется прозвище Зиса (Zisa). Упомянутые столпы - символ солнечных врат
Во времена рыцарей ослепляющие (полированные) щиты не приветствовались, а позже даже были запрещены, потому что победа, добытая с их помощью, считалась бесчестной. Однако в языческие времена щиты делались не из металла, а из обтянутого кожей дерева, так что тут речь могла идти только о магическом ослеплении.
Большим позором считалась потеря щита, потому что тем самым человек лишался своего собственного солнца, своей солнечной богини. Так, в "Германии" мы читаем:
"Величайший позор - оставить щит; обесчестившему себя таким поступком не дозволяется ни присутствовать при жертвоприношении, ни посещать собраний, и много таких, которые, пережив войну, петлей полагали конец своему бесславию".
Вспомните о разукрашенных щитах рыцарей, на которых изображалось животное-герб их клана или рода (воины, еще не получившие посвящения в рыцари, имели право украшать свои щиты только узорами или символическими значками). Утрата щита означает утрату покровительства со стороны кланового животного (как символа божества).
В Исландии, уже в позднейшие времена, вошло в обычай наводить сон с помощью нового значка руны Совело ?. Руну чертили несколько раз на ветке или листке, который потом вкладывали спящему в волосы или в одежду, на грудь. И тот не мог стряхнуть с себя сон до тех пор, пока этот "сонный шип" не выпадет сам или его не вынут.
Использование руны Совело в качестве снотворного средства еще раз подчеркивает ее значение "заходящего солнца".
Значок руны сначала был похож на букву "S", потом превратился в зигзагообразную линию, включавшую порой до дюжины черточек, а потом - в кружок или ромбик с вертикальной палочкой наверху.
Аллитерационные понятия: Sonne, Sol, Sieg, Schutz, Strahl, bommer, sengen, Sicherheit, selig, sinken, Sigfo?r (Отец Победы, Один).