Краткий обзор колоды
МБК можно сразу «выкинуть в пропасть», как тот шашлык – периодически даже описания изображений не имеют ничего общего с имеющимися на картах. Колода классическая Райдера-Уэйта, для ее понимания хорошо бы знать как цыганскую культуру и историю, так и то, что писал о цыганах сам Бакленд - несмотря на то, что он «романо рат» - цыганский полукровка, он выпустил в мир причудливую смесь из реальных английских цыган (как местных, так и котляров, прикочевавших в конце 19-начале 20 вв.) и викканской традиции. Обзор краткий, ибо, по опыту, полный погребет меня под писаниной, а толку даст столько же. Если у кого-то возникают вопросы что и почему относительно цыганского быта и обычаев, то лучше, дабы не флудить, задавать их как-то отдельно в личку или обратиться на цыгановедческие сайты, хоть тот же «Цыгане России».
Цель данного обзора скорее увязать традиционные значения с изображениями на картах, так сказать, адаптировать их под стандартное понимание Райдера-Уэйта (ну, по крайней мере, стандартное для меня, моей практики и пройденной мной школы). Часть изображений, особенно, у Старших Арканов, совпадает с классическим и пояснения, на мой взгляд, не требует.
Колеса (Пентакли)
Туз – в доиндустриальную эпоху любой традиционный цыганский заработок, будь то ремесло, торговля или искусство связан со сменой мест. Цыгане никогда не кочевали «чтобы дойти до края земли и вернуться», кочевье всегда было связано с насыщением рынка и поиском новых клиентов. Табор мог десятилетиями кочевать по одним и тем же местам, в пределах нескольких десятков, реже сотен километров. В случае же криминала (того же конокрадства) нецыганское население не разбиралось, кто именно украл, срочно уезжать приходилось всему табору (за что конокрадов особенно «любили»), и копыта лошадей и колеса кибиток были залогом безопасности и нерушимости существующего быта и уклада. Так что колесо в этом контексте вполне может символизировать как цыганский достаток, так и цыганский быт (хотя у реальных цыган достаток и удачу символизирует обычно золото).
2 – дела идут, колеса крутятся, вращая друг друга, напоминая символ бесконечности видом, а цветом – лучи солнца и ночное небо. Парень пока молод и небогат (ни рубахи, ни своей кибитки, которую он получит, женившись), но он в движении, без дела не сидит, хотя бы в цирке жонглером на хлеб заработает. Хочешь жить – умей вертеться, причем день и ночь, быт, рутина, мелкий заработок, минимально необходимое.
3 – 1)цыган чинит колесо кибитки, работа тяжелая, а навару – всего-то возможность двигаться дальше, вклад не в прибыль, а в ремонт уже имеющегося; 2)цыган чинит колесо вагона или казенного экипажа под наблюдением двух гадже, но ведь он всего-то цыганский умелец, не высококвалифицированный инженер и не рабочий-член профсоюза, ему можно заплатить поменьше, и спорить ему будет не с руки. Тяжелый труд за малую плату.
4 – этому цыгану кибитка уже ни к чему, а колеса так, воспоминания о прежней жизни. Он осел, ему хватило средств пусть не на замок, но на вполне приличную ферму. Опора на колесо и вся его поза может символизировать либо желание потравить байки о кочевом прошлом, либо – в более возвышенном значении – память о том, что он цыган, несмотря на оседлость, и о том, на чем зиждется традиционный быт и заработок. Крепкий «дом полная чаша», пусть не очень богатый, но имеющий все необходимое для жизни, хорошо налаженный быт.
5 – одно из традиционно женских занятий, наряду с гаданием – нищенство. Бедность, нужда.
6 – цыган с дочерью принимают помощь от вожака табора, старшего, серьезного человека, девочка подняла руку в благословляющем жесте. Помощь, милосердие со стороны кого-то своего, при удачной материальной ситуации кверента указание на необходимость оказать помощь тому, кто слабее.
7 – цыган наделал колес для своей кибитки – теперь можно спокойно ехать подальше от дымных заводов, которые и воздух портят, и подрывают заработки цыганских ремесленников. Удовлетворение своим трудом, надежная база для дальнейшего развития своего дела.
8 – работа в колесной мастерской кипит, дым коромыслом, изготовление колес поставлено почти с промышленным размахом. На цыгане хорошая, новая одежда, он выглядит сытым и крепким – мастерская приносит хороший доход. Тяжелый труд, но и солидный прибыток.
9 – Старая цыганка (а старики в таборе – это подлинная власть и авторитет) сидит на груде колес и наблюдает за чем-то вне изображения. На лице радость и грусть, ожидание и приятие. Куда она смотрит? На то, как собирает пожитки ее семья, готовясь покинуть приютившую их на несколько месяцев бурдею (помесь землянки и шалаша) - вот сейчас запрягут коней и ее позовут, а старым ногам уже так тяжело ходится. Или она смотрит на то, как уже выросла дочка и пора бы подумать о ее замужестве, а значит – о расставании? В любом случае – скорые перемены, и как ни жаль расставаться с привычным, но перемены неотвратимы.
10 – дети, собаки, кибитки, цыгане, цыганки – то, без чего немыслим табор, то, без чего картинка не будет полноценной. Кочевой быт как он есть, в данном случае – в момент покоя, стоянки, отдыха. А раз табор стоит, значит, здесь еще есть возможность неплохо заработать либо заработано столько, что ехать никуда не надо. Да и табор, заметим, выглядит добротно, в английской одежде, а не в кочевых лохмотьях, одеты даже дети – что для цыган нехарактерно, так как «на детях все горит». «Дверь к деньгам», достаток, благоустроенный быт.
Паж – Достаточно силен, чтобы помогать, но еще недостаточно умел и опытен, чтобы действовать самому. Имеет один из самых низких цыганских статусов – подросток, когда прав нет, а обязанностей много, и изменится это только с женитьбой (независимо от возраста). Ученик, помощник, подмастерье.
Всадник – был Пажом, но повзрослел. Для него этот путь уже означен некоторыми серьезными победами, видимо, поэтому колесо имеет золотой цвет, так сказать «призовой». Да и одет он более взросло и добротно, чем Паж (у цыган одежда имеет статусный смысл, статус зависит как от возраста, так и от пола). Человек в середине карьеры, молодой специалист, пока что на подхвате, но с большим рвением и перспективами.
Дама – пожилая богатая цыганка. Явно уже чья-то свекровь и бабушка. В силу возраста, перевешивающего статус, обусловленный полом – авторитет в таборе и хозяйка в доме, единственная женщина, которая может указать мужчине, что он не прав или посоветовать. Хозяйка в доме, пусть не всегда справедлива (высокие материи ее мало интересуют), но всегда твердо стоит на ногах и в состоянии поддержать других, более младших.
Король – «Ты в жизни преуспел, Дадан!» (С) «Черная кошка, белый кот». Посох вожака, солидная одежда, довольный и властный взгляд – о богатстве и могуществе таких слагают небылицы. Хозяин дома, мастер, бизнесмен, олигарх.
Мечи
Туз – там, где встречают мечом, лучше не оставаться, а поскорее найти более гостеприимное место. Проблемы, опасность, экстремальные ситуации.
2 – она завязывает ему глаза, а сама сомневается и нервничает, каким это пришлый (светловолосый) окажется метателем, не попадет ли он в нее. Сомнения, страхи, муки совести.
3 – классическое «разбитое сердце», это подчеркивает и рядом стоящий перевернутый бидон, в данной колоде используемый как один из символов масти Чаш. Скандал, отношения, давшие серьезную трещину, проблемы в личной жизни и эмоционально-чувственной сфере.
4 – если слишком долго спать в заснеженном лесу, то сон может оказаться и смертным. Покой и стабильность – но стабильность могилы или затягивающего болота.
5 – ему мало было убить своих противников, он решил посмеяться над ними, отобрав вдобавок оружие, как у детей, и прогнав прочь. Победа любой ценой, с унижением противника, победа по головам, в открытую, но достаточно жестко. Также может означать спортивные победы.
6 –только врагу можно пожелать того, чтоб его кибитку погоняли, бросая ножи в след. Изгнание, признание ритуально нечистым – социальная смерть, хуже только физическая, но такое наказание цыганами применяется совсем уж редко. Да и умереть совсем, возможно, было бы легче, потому что цыган вне цыганского сообщества зачастую оказывается во враждебном окружении без всякой поддержки, что делает каждодневное выживание крайне сложным. Постепенное развитие событий к худшему.
7 – азартные игры – это всегда обман. Ты платишь за каждую попытку, несмотря на то, насколько удачной она окажется, ты можешь просадить все деньги, но уйти ни с чем. Ты будешь чувствовать себя обманутым, но винить в том, что ввязался в сомнительное предприятие, останется только себя. Обман и самообман.
8 – он сам оказался плохим метателем и ранил ассистента, а за испорченный аттракцион никто не захочет платить, и горе-метатель останется без хлеба. Есть проблемы, в которые человек загоняет себя сам.
9 – этот оружейник чистит и точит старые мечи и вспоминает старые обиды. Проблемы, которые нависли, копятся и вот-вот готовы рухнуть вам на голову в виде 10 Мечей, но вот рухнут ли – зависит как от соседних карт, так и от своевременных действий кверента по спасению ситуации.
10 – поножовщина кончилась крайне скверно. Мало того, что цыгана убили, да еще это дело вышло за рамки цыганского сообщества, став известно властям, и теперь большие проблемы ждут весь табор. Поражение, крупные неприятности, которые затронут всех, имеющих к этому хоть какое-то отношение.
Паж – кого-то мне сильно напоминает этот Паж, ну просто портрет Микки О ‘Нила - «чемпиона по боксу среди цыган» из фильма «Большой куш». На чьей бы стороне ни стоял, всегда будет втихаря действовать исключительно в собственных интересах, если вам показалось, что он вам помогает – не обольщайтесь, просто ваши интересы временно совпали, но все может измениться, и так же втихаря он окажется играющим против вас. К опасностям относится по-мальчишески смеясь, но ощущение это чисто внешнее – за все свои обиды он жестоко отомстит.
Всадник – молодой человек из серии «догоню и зарежу», персонифицированная угроза, причем весьма целеустремленная.
Дама – «есть два мнения – одно мое, другое неправильное». Если не сделать, как она сказала, она бросится на меч и ее смерть будет на совести ослушника.
Женщина властная, не идущая на компромисс, возможно, с нотками самодурства.
Король – больше похож не на цыгана, а на крестного отца сицилийской мафии. О таких тоже слагают небылицы, но не о богатстве, а о жестокости. В отличие от Короля Колес посох вожака держит не изящно-небрежно, а так, будто только что стукнул им об пол, требуя исполнения своей воли. Воткнутый в стол нож (в данном случае – меч в пол) всегда был вызовом на драку, и этот вожак драки не боится, он настолько уверен в своих силах, что сам будто ищет ее. Человек прямой, сильный и суровый, обсуждения его приказов и неповиновения не терпит, полководец, «авторитет», если угрожает, то в открытую.
Жезлы
Туз – кнут – это не только средство управления. Вокруг кнута ходит достаточно много поверий, кнут для цыгана – это его удача барышника (а значит, и сытость семьи), не дай бог кнута коснется женщина, она его опоганит и спугнет удачу. Это и символ мужской власти в доме, и оружие, и ценное наследство, передаваемое от отца к сыну. Это – «бахт», судьба, удача, счастье, одно из ключевых понятий цыганской философии.
2 – думы, раздумья, прикидки.
3 – у этого цыгана есть лошадь на этом берегу, но ему бы еще и ту, что на том. Пока он будет переправляться, придется надолго оставить эту лошадь одну, а мало ли что. Да и та тоже может куда-нибудь деться. Что же делать? Ну просто неразрешимая для цыгана проблема! Трудный выбор, когда все варианты решения кажутся неудовлетворительными.
4 – цыганки пляшут у кочевого костра. На этой стоянке их – пусть и временный – дом, где можно отдохнуть после тяжелого дня. Дом как место, где хорошо и уютно, место, где ты дома.
5 – то ли драка на кнутовищах (именно на кнутовищах, кнутом и убить можно), то ли пастуший «танец с палками» из репертуара венгерских цыган – в любом случае это действо полно условностей и не несет такой опасности, как 7 Посохов, это спор, но «спор по правилам». Спор, конфликт мнений, тот самый спор, в котором рождается истина.
6 – уж в 6 кнутов цыгане заставят лошадь сдвинуться с места, тем более, что это не полудохлая кляча, а призер соревнований (о чем говорят венки на шее коня и возницы), и сейчас она просто немного устала. Обладать победителем уже награда для хозяина. Пусть не сразу, но развитие событий к лучшему.
7 – эти поселяне намерены жестко доказать цыгану, как он должен жить и где выбирать места для стоянок. Пусть уже и ночь на носу, но он должен немедленно убраться отсюда. Жесткий и опасный конфликт, когда против одного человека может оказаться сразу много людей, категорически не приемлющих его точку зрения, вплоть до травли.
8 – палки эти оказались не годны ни на кнуты, ни на основу для бурдеи. Ну и бог с ними. Бурдею можно поставить на другой основе. Неудача, однако не фатальная, преграда, но которую можно обойти, если постараться. Вопрос, который сейчас не решиться, его надо «подвесить», чтоб он «дозрел».
9 – процесс пошел, из палок стали-таки получаться кнуты. Пройденная преграда, то, что не ладилось, начало получаться.
10 – 1) при попытке сбыть свои кнуты (=реализовать полученные знания и умения) цыган потерпел неудачу, и теперь непонятно, что с ними делать. 2) цыган потерял работу на конюшне, собрал своё и теперь не знает, куда ему идти и что делать, чтобы прокормить семью. Ощущение безысходности, духовной нищеты, мысли ходят по кругу, но решение проблемы так и не находится, ощущение поиска того, что вроде бы не терял, а найти не можешь. Ситуация не тупиковая, выход где-то рядом, но человек его просто не видит.
Паж – мальчик учится цирковому искусству. Судя по выражению его лица, он напряженно осваивает новый трюк, хотя судя по изображению на стене, что-то он уже умет. Ученик, школьник или студент, «юный падаван», для которого учеба — это именно получение знаний как таковых, а не просто этап деланья карьеры. Необходимость стать таковым учеником, освоить принципиально новые знания и навыки (особенно с 8 чаш). Младший товарищ, «ведомый».
Всадник – тот же ученик, но уже постарше и поопытней. Он уже не учится, а выступает, и уже с более опасным трюком, играя факелами, да еще и верхом. Молодой специалист, совершенствующий свою квалификацию либо готовый к таковому. Товарищ-ровня, дружеское плечо в трудной ситуации.
Дама – по старинным законам женщине запрещено брать в руки кнут и касаться конской упряжи, дабы ненароком не опоганить ее. Но эта женщина держит в руках кнут и увивает его цветами. Так, может, это не женщина, а мудрая дева, и цветы на ней и на кнуте символизируют чистоту ее помыслов и действий? И тогда кнут в руках женщины остается "чистым", удача остается удачей, а не проклятием (каковым становится любая опоганенная вещь), что как раз увитием цветами и подчёркнуто. Колдунам не писаны людские законы. В любом случае, это женщина мудрая, возможно, немного "не от мира сего", высокодуховная, ей чужды обычные человеческие мотивы и соблазны, она мудра чистой мудростью, и за это ей прощаются или же вообще считаются неприменимы ряд понятий о нарушениях обычаев. Ведьма, ученый, психолог, врач. Способна разобраться в хитроумной ситуации быстрее других людей.
Король – взрослый и удачливый цыган, отец, который уже сам может вырезать кнут, чтоб подарить его сыну. Он достаточно мудр и опытен, чтоб знать, что такое удача и как ее приманить.
Чаши
Туз – цыганский котелок, до краев полный воды. Такова и цыганская эмоциональность – сдержанность приличиями и традициями порой до викторианской строгости, но по малейшему поводу эмоции могут выплеснуться через край. Эта двойственность везде. Цыгане жмут руки только при заключении сделок, при встрече друзей и близких принято обниматься и целоваться – однако мужчина и женщина не могут сесть слишком близко друг к другу, если они не близкие родственники и не муж с женой, а в котлярских таборах до сих пор считается неприличным с женой даже за руку держаться прилюдно (не говоря уже обо всем прочем) и от котляров же пошел миф, что в цыганском языке нет слова «любовь». Всем известно, как начинают гомонить цыганки при любой беде и как чувственна цыганская пляска (особенно джипси-беллидэнс где-нибудь на Балканах), но при этом за нравственностью дочерей строго следят, короткие юбки и брюки для женщин до сих пор далеко не везде считаются приличными, не говоря уже об излишне глубоком вырезе или оголенном животе (даже на сцене юбка должна сидеть строго на талии), а самая распространенная прическа замужней цыганки – собранные в пучок волосы. Да еще и зачастую прикрытые хоть каким-нибудь платком или шарфиком. Чувства, эмоции, чувственность, любовные переживания.
2 – мальчик и девочка пьют из полных чашек среди буйных зарослей позади остановившейся кибитки. Чашки полны, но еще не через край. Первые эмоции, первая влюбленность, начало отношений.
3 – три девочки пьют чай. Дружеская компания, совместные развлечения, вечеринка, посиделки с друзьями.
4 – старики с полупустыми чашками, старуха приносит старику еще чаю. Их время прошло, молодость и страсть не вернуть, но они дороги друг другу и готовы друг о друге заботиться. Любовь превратилась в привычку и привязанность, в воспоминание о пережитой ранее буре эмоций. Отношения, которые скрепляет прошлое, не страсть, а привязанность из воспоминаний, а если и любовь, то тихая, спокойная, без всплесков.
5 – ну вот и зачем было ссориться с женой? Теперь цыган со своим товаром по одну сторону реки, а семья с кибиткой – по другую. Мостик-то есть, да вот стоит ли туда идти – кибитка выглядит заброшенной, и рядом никого. Не одиночку-вдовца ли мы видим, которому некому помочь? Одиночество, потеря в любви.
6 – девочка и мальчик подросли, а их чашки полны цветов, что символизирует расцвет чувств. Большая любовь, страсть, крепкие и яркие отношения.
7 – всякое разное видится цыганке в пламени костра. Однако сколь бы ни было правдивым пророчество, пока что это лишь видения, и принимать их за реальность ошибочно. Иллюзии, мечты, склонность выдавать (и принимать) желаемое за действительное.
8 – кибитка уезжает от брошенных пустых чашек. Возможно, их выкинули, потому что они стали «погаными» (ритуально нечистыми в следствие определенных обстоятельств или чьих-либо действий). Если ты явно видишь, что что-то отжило свое, не стоит за это цепляться, нужно уметь измениться и оставить прошлое в прошлом.
9 – В данной колоде масть Кубков с женскими персонажами обозначается чашкой (предполагаю, что это своеобразный символ домашней утвари, т.е. своего рода «женским» предметом), а с мужскими – бидоном, популярным изделием цыганских ремесленников, особенно среди английских котляров, о которых писал Бакленд (т.е. «мужским» предметом, потому что именно мужчины ими торговали). На изображении цыган наделал бидонов и надеется их продать, чтоб прокормить семью. Надежды, планы, чаяния, желания.
10 – цыганская семья, целых три поколения вместе. Здесь стоит вспомнить о цыганском обычае не отделять младшего сына, а оставлять его семью жить с родителями. Это своеобразное «пенсионное обеспечение» стариков. Младшая невестка долгое время живет, как родная дочь, ее жизнь гораздо слаще и спокойнее, чем у жен старших сыновей. Младшую невестку не спешат гонять по хозяйству, ее много лет спокойно приучают к укладу новой семьи, потому что когда свекровь станет старой и немощной, младшая невестка успеет еще нахозяйствоваться, успев стать к этому времени из юной девушки, попавшей в чужую незнакомую семью, зрелой женщиной, давно привыкшей к существующим в доме порядкам. На карте изображена идеальная по цыганским меркам семья – старики уважаемы и присмотрены, детей любят и о них забоятся, между супругами лад. Семейное благополучие, теплые родственные отношения, мир и любовь в семье (не только между супругами).
Паж – девочка выросла в девушку-подростка, по цыганским меркам невесту (да и по меркам многих патриархальных культур тоже). Чаша ее полна до краев и находится в центре венка. Она то ли готовится отпить из нее сама, то ли собирается поднести гостям (здесь намек на цыганский обычай, когда на сватовстве после достижения согласия невеста подносит вина гостям, т.е. будущей родне). В любом случае – это сочетание еще полудетской чистоты и уже взрослой чувственности (за чувственность еще говорит сидящий на пне заяц – популярный в фольклоре эротический символ). Молодая девушка, взрослая дочь, эмоциональная, возможно, немного наивная, юношеская влюбленность, чистые чувства.
Всадник – «запрягай-ка, дадо, лошадь серую-косматую, мы поедем др’одо таборо, девушку засватаем». Молодой парень, жених, готовый излить свои чувства (а чувства-то уже текут рекой на заднем плане) на празднично снаряженной лошади. Не хватает только березового «дрэвца», украшенного лентами, бусами и цветами или «плоски», вокруг горлышка которой повязана алая лента с золотой монетой для невесты – предвестником замужнего мониста. Символ масти он держит достаточно демонстративно, как бы желая заявить о своих намерениях. Молодой парень, юноша, покоритель сердец, жених, влюбленный. Однако, следуя цыганской традиции и этнопсихологии, влюбленность его - не просто эмоции, но еще и то, что может показаться корыстью. Влюбленность обязательно сопряжена с женитьбой, получением "хозяйки в дом", зачастую - приданного, у некоторых этногрупп - наоборот, выплатой свадебного выкупа. Это любовь из серии "знаю, кого люблю и знаю, что от него/нее хочу".
Дама – взрослая цыганка, жена. Это уже не романы чяй, девочка-цыганка, это тэрны ромны, молодуха. У нее уже нет такого празднично-неуверенно-восторженного отношения к данной сфере, она уже опытна, уже хорошо понимает, когда нужно сдержать эмоции, а когда проявить свою истинную сущность – горячий и страстный характер. Взрослая опытная женщина, эмоциональная, чувственная любовница, может показаться несколько развратной, но лишь человеку ханжескому и холодному, не дающему воли своим эмоциональным порывам. Женская суть, воплощенная женственность, эмоциональность, возможно, манипулирует мужчинами при помощи собственных эмоций и эротических проявлений, но делает это не со зла, а лишь для того, чтобы больше привязать к себе. Артистическая, богемная натура, развитое эстетическое чувство.
Король – взрослому мужчине не пристало бурно изливать свои чувства на людях. Он хорошо владеет собой. Он уже не мальчик, и способен применять свои эмоции строго дозированно (это нам как бы символизирует бидон с крышкой и носиком, а не с открытым горлом, как у Всадника). Мужская сексуальность, спокойный и уверенный в себе самец, скрытая страстность, Казанова. Страсть настолько его стихия и сущность, что ревновать не имеет смысла. Артистическая, богемная натура, зрелый эстет (в том числе и в чувственной сфере).
Старшие Арканы
Дурак, Колесница, Сила, Звезда, Луна и Солнце имеют настолько классическую символику, что по ним даже нечего добавить, ну разве что у Силы традиционный лев заменен на медведя, но только лишь потому, что цыгане не работали со львами.
Маг – традиционного Мага здесь заменяет шувани («знахарка»). Мудрый змей (водный, женский символ) в качестве фамилиара, бесчисленные амулеты – и все те же атрибуты четырех мастей и знак бесконечности вверху. Правда, кубки имеют здесь женскую вариацию (при мужчине в кубках в этой колоде изображается не чашка, а бидон), а голова шувани непокрыта, так что здесь может содержаться намек на чисто женскую силу или «силу девственницы». В остальном толкование данной карты традиционно.
Верховная Жрица (Папесса) – мудрая старуха нянчит дитя. Наставничество и наставница, передача знаний от старших к младшим.
Императрица – ей не надо носиться по ярмаркам, чтобы заработать, она достаточно обеспечена любящим мужем, чтобы сидеть дома и заниматься какой-либо женской работой. Удачливая, успешная во всех сферах женщина, любящая и мудрая мать, уважаемая и властная хозяйка, хотя, как и Император, не применяет свою власть в жесткой форме – нужды нет.
Император – из вожаков вожак, «бахтало, барвало, пативало» - удачливый, богатый, уважаемый. «Бароном» (искаженное цыганское «баро ром» - старший цыган) может стать только отец семейства (у некоторых цыган – только отец взрослых детей), имеющий безупречную репутацию, как личную, так и семейную, да и к тому же неглупый – ему быть посредником при договоренностях между цыганами и местным населением вкупе с властями. Он обладает символами всех четырех мастей, но отношения у него с ними своеобразные. Он не стремится к драке, обладая достаточной мудростью для решения конфликтов миром – поэтому Меч небрежно брошен рядом с его креслом. Он живет достаточно благоустроенно, чтобы Колесо стало не символом быта и добывания денег, а своего рода гербом, символом принадлежности к Романистану. Его Посох – жезл вожака, настолько велика его удача, настолько высоко завела его бахт. Кубки – он там всё уже видел, все уже пережил, ему не надо эмоций размером с бидон, хватит и чашки. Человек с большим жизненным опытом во всех сферах, многое знает и умеет, способный быть королем в любой ситуации.
Иерофант (Верховный Жрец, Папа) – цыган-кузнец или коваль (а может, и коновал). Казалось бы, достаточно неожиданно для такой роли. Но… У многих европейских народов кузнец считался носителем потусторонней мудрости как работающий с железом – металлом болотного или подземного, но в любом случае хтонического происхождения. Работа коновалов также обрастала мифами и небылицами мистического свойства. Коваль тоже не сможет работать без знания поведения лошади и ее анатомии, хотя бы в общих чертах. Ну и плюс накопленный опыт, а судя по изображению, он еще и готов поделиться своим знанием с гипотетическими учениками. Гуру, учитель, мудрец.
Влюбленные – «Чяво чя чёрдя» - парень девку выкрал. В цыганском обществе свадьба совершается по выбору родителей, мнение парня и девушки может учитываться (а может и нет), но лишь как совещательный голос. Они считаются подростками, которые «еще глупые», так зачем их спрашивать? А уж жениться исключительно по любви – это вообще не по-цыгански (хотя исключения бывают). Невеста должна быть обязательно «чистой», и эта чистота проверяется на свадьбе, когда жених с невестой удаляются в отдельное помещение (у кочевых – в отдельный шатер), после чего рубашку невесты или простыню с кровью демонстрируют гостям. Но бывает, что влюбленные сбегают, и тогда их задача стать мужем и женой до того, как их нагонят разъярённые подобным бесчестием и неуважением родственники. И здесь мы имеем именно такой вариант. Сделанный выбор, возможно, и «неправильный», «грешный» (правильность проверяется временем), но зато по большой любви, чувства, неподвластные законам.
Отшельник – он одинок, что для цыгана вообще-то нетипично. Что-то заставило его поставить свою палатку отдельно ото всех. Но он рад встретить любого, кто выйдет на свет его фонаря в ночи, или даже самому отправиться навстречу неизвестности. Раздумья в одиночестве, осмысление пережитого опыта, готовность к встрече с новым и неизвестным.
Колесо Фортуны – находясь внизу и ловя колючих ежиков себе на обед (ёж – одно из традиционных кочевых блюд, особенно в период гонений и антицыганских законов, когда приходилось прятаться по лесам), лиса завидует птицам, которым живется легко и не приходится так мучиться. Однако птицы нарисованы на боку циркового фургона, потому они так беззаботны. Тому, кто внизу, всегда кажется, что тот, кто наверху, устроился на порядок лучше. Иногда кажется, что судьба никогда не повернётся лицом и подняться наверх нереально. Но если оторваться от того, что затягивает тебя сейчас и попробовать, рискнуть – то выглядящее как иллюзии может оказаться реальностью.
Правосудие – цыганский суд, «крис» или «сэндо», который вершит вожак табора. Он очень похож на Императора, собственно, в данном случае можно сказать, что это одна из его ипостасей. Символы мастей своим расположением относительно вожака как-бы говорят: «У меня есть мудрость (Жезл, плюс без мудрости его не избрали бы вожаком), я действую от имени Цыганского Закона (Колесо, Романо законо строится на т.н. «обычном праве», т.е. продиктован самой цыганской жизнью), я имею силы покарать виновного и принудить к исполнению решения (Меч), а чувства и эмоции (Чаша) я оставляю в стороне, принимая рассудочное решение. Земная, человеческая справедливость, толки и пересуды, юриспруденция.
Повешенный – жертва ради достижения чьих-то целей и желаний. Тот, кто оказался в ловушке не по своей воле и будет действовать не для себя или даже во вред себе.
Смерть – когда умирает цыган, его имущество становится «поганым» как соприкоснувшееся со смертью и уничтожается, а сам он начинает относиться к «мулэ» - духам мертвых, порой опасным для живых людей. При упоминании его начинают добавлять «закрыта его дорога», «легко ему лежать на том свете» и т.п. Смерть физическая, переход на другой уровень, в другое качество, тяжелая болезнь, которая сильно меняет человека, в духовном плане – шаманский переход через смерть.
Умеренность (Алхимия) – чтобы перелить из широкого горлышка в узкое, нужна сноровка и осторожность. Осторожные действия, умеренные, тщательно выверенные поступки и продуманные решения, дозированность эмоций.
Дьявол – черт-бэнг подшутил над цыганами, выдернув костровой крюк и опрокинув котел. Это не Враг рода человеческого, а мелкая нечисть, трикстер, он не искушает «впасть во грех», а подначивает смеха ради. Кстати, вспомним, что такой же котел мы видели уже на Тузе Кубков, только в более устойчивом состоянии, не расплесканным, как здесь. «Чёрт попутал», - говорим мы, сделав какую-нибудь глупость. А еще в народе верят, что каждому греху чёрт за левым плечом смеется. Дикая, иррациональная часть нашей души, поддавшись влиянию которой, мы рискуем получить разрушительные последствия, о которых будем жалеть.
Башня – гроза перепугала лошадей, и они в панике понесли. Пристяжная порвала упряжь, у нее есть шансы спастись, а вот вторая вместе с повозкой падает в пропасть. Крушение планов, паника, необходимость быстро спасать ситуацию.
Суд – воскреснут и выйдут к свету небесному даже те, чей пепел уже давно смыт дождями, стал землей, водой и ветром. «Аушвицаке бари бокха…» (народная песня о «Калы Траш» - цыганском Холокосте). Там наверху видно всё, даже то, что человек пытается скрыть от собственной совести или оправдать перед ее лицом. Наступит момент, когда за свои поступки придется отвечать. И всем, безвинным и виноватым – воздастся по заслугам.
Мир – конец треволнений, мир, радость и покой. Почти шаманский головокружительный танец цыганки. Присутствуют символы всех четырех мастей, но они уже не нужны танцовщице, она уже выше того уровня, где они имеют значение. Мирное завершение ситуации, конец этапа, переход на уровень вверх. Одна из карт, на которой стоит завершать расклад, потому что будущее после нее еще не сложилось. Знак того, что нужно заниматься актуальными проблемами.
Карта-бланка – в зависимости от пола кверента оставляется в колоде либо мужская, либо женская. Это сам кверент, смутный образ того, что еще не сложилось и зависит только от него и его/ее нынешних действий. Аналог пустой карты в других колодах.